«Революционная крепость гражданской войны» - так назвал Царицын маршал К. Е. Ворошилов.
Русские белогвардейцы, активно поддержанные иностранными интервентами. чего только не предпринимали, чтобы закрепить за собой Царицын. Бешеные атаки вели на молодой советский город вооружённые до зубов войска Краснова, Мамонтова. Покровского, Фицхелаурова и других белых генералов. С приволжского тыла они надеялись ударить по Москве и тем решить участь советской власти. Они рассчитывали взятием Царицына отрезать центральные районы России от последнего источника продовольствия. Создалось положение, когда над страной нависла смертельная опасность.
Царицынская эпопея навечно вошла в славную историю советских Вооружённых Сил. 3 января исполнилось тридцатилетие со дня освобождения Царицына.
Четыре яростных похода врагов выдержали легендарные защитники большевистской крепости на Волге. Ни расчёт на помощь иноземцев, ни надежда на «пятую колонну», ни предательские действия замаскировавшегося иуды - Троцкого не помогли белогвардейским наймитам буржуазии сломить упорство советских людей. Только благодаря измене командующего нашей 9 - й армией белогвардейцам удалось на короткий срок занять город. 10 - я армия, чтобы не попасть в «мешок», вынуждена была организованно отойти в Камышинском направлении, эвакуировав всё ценное имущество города. Но английский король поспешил с пожалованием барону Врангелю титула рыцаря орденов Михаила и Георгия за его грабёж Царицына, за «успехи» «доблестной кавказской армии». Русские белогвардейцы в английских мундирах не долго праздновали победу. Так же, как и во времена первых трёх походов на Царицын, сюда по уполномочию В. И. Ленина вновь прибыл его верный друг и соратник И. В. Сталин. Как руководитель Южного фронта, товарищ Сталин добился отстранения двурушника Троцкого от руководства операциями Красной Армии на юге. По сталинской инициативе партия послала на юг вместе с товарищем Сталиным тт. Ворошилова, Орджоникидзе, Будённого, Щаденко. По знаменитому стратегическому плану И. В. Сталина, начался окончательный разгром белогвардейских полчищ. Громя остатки деникинских войск, Красная Армия 3 января 1920 года вступила в Царицын.
Великий Ленин высоко ценил сталинский опыт царицынских боёв. Этот опыт оказал неоценимую помощь стране и на других фронтах гражданской войны. Не случайно, что в одну из очередных угроз Царицыну Ленин телеграфировал Реввоенсовету 10 - Й армии: «Немедленно выделите группу ответственнейших и энергичнейших царицынских работников, участвовавших в проведении назначаемых Сталиным мер при обороне Царицына, и поручите им начать проведение всех этих мер с такой же энергией».
Накануне 70 - летия И. В. Сталина газета «Сталинградская правда» писала: «С именем Сталина связана вся боевая история нашего города, где началась многообразная военная деятельность Иосифа Виссарионовича Сталина, где впервые проявился его полководческий гений. С именем нашего города, возвеличенного мудрым Сталиным, связано рождение и расцвет воинского мастерства Советской Армии».
Около четверти века носит славный город на Волге имя великого Сталина. В годы Отечественной войны этот город - герой благодаря железной воле и полководческому гению товарища Сталина во многом приумножил своё славное боевое прошлое.
«Наша Академия наук только что избрала Вас членом - корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив видеть исполненным одно из моих самых пламенных и справедливых желаний».
Так в 1889 году телеграфировал знаменитый русский математик академик П. Л. Чебышев своему выдающемуся собрату, профессору математики Софье Васильевне Ковалевской, первой из женщин, избранной в состав Российской академии наук.
С. В. Корвин - Круковская, по мужу Ковалевская, родилась 15 января 1850 года в Москве.
С пятнадцати лет девушка усердно занималась математикой у петербургских профессоров. Но в целом образование Софьи Васильевны не выходило из традиционных светских рамок. Ей предстояла обычная для аристократки жизнь, пустая и праздная. Но замечательная одарённость и редкое индивидуальное своеобразие Софьи Васильевны предрешили ей иное будущее. Могучее веяние демократических идей 60 - х годов, коснувшееся и дворянской молодёжи, повлияло и на Софью Васильевну, стремившуюся к самостоятельному полезному труду, к высшему образованию, недоступному тогда для женщин в России. А ученье за границей требовало прежде всего независимости, которую могло дать только замужество, хотя бы и фиктивное. Прибегнув к этой мере, принятой среди некоторых передовых русских женщин, Софья Васильевна вскоре после брака с В. О. Ковалевским, впоследствии известным учёным - палеонтологом, уехала в Германию.
Изучив математику в Гейдельбергском университете. Ковалевская написала за сравнительно непродолжительное время три блестящих научных труда, каждый из которых был вполне достоин присуждения докторской степени.
24 - летняя Ковалевская, получившая заочно с наивысшей оценкой диплом доктора философии Геттингенского университета, вернулась в Россию. Женщина по - прежнему в России оставалась бесправной.
Материальные лишения заставили Софью Васильевну принять профессорскую кафедру высшей математики и механики в Стокгольмском университете, где она проработала восемь лет. За эти годы новые работы Ковалевской приобрели мировую известность.
Подлинный учёный, обладавшая большим аналитическим умом, широким горизонтом и сильной волей, разносторонне одарённая, Софья Васильевна Ковалевская известна и как литератор, автор ряда художественных произведений.
В Киеве, в доме старого мастера духовых музыкальных инструментов Глиэра, часто собирались музыканты. В квартетных исполнениях, принимал участие и малолетний сын мастера - Рейнгольд. Любимым музыкальным инструментом мальчика была скрипка, которой он отдавал всё свободное время. Он рано полюбил и изучил квартетную классическую музыку. К этому времени относятся и его первые творческие опыты. В доме отца впервые разыгрываются произведения 14 - летнего композитора.
Рейнгольд Морицевич Глиэр в 1891 году поступает в Киевское музыкальное училище, одновременно продолжая заниматься в гимназии. Занятия в музыкальном училище не удовлетворяли талантливого юношу, и молодой Глиэр мечтает совершенствоваться под руководством композитора С. И. Танеева, он мечтает о Московской консерватории.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 90-летию со дня рождения