косогоре. Грузовики последовали на ту сторону тем же путем, каким перебрался туда «Запорожец».
Моя «Волга» задним ходом все же выкарабкалась на бугор, но двигаться по объездной тропе вперед я не решился, хотя, тогда мне очень хотелось догнать того «Запорожца» и познакомиться с его водителем...
«Запорожец» салатового цвета с электромагнитным сцеплением – вот он, и я у него под брюхом.
– Василий Васильевич, скажи, пожалуйста, где у тебя тут крепится приспособление для воздушной подушки?
– Короче.
– Мне известно, что у тебя было такое приспособление.
– Болтовня; – ответил он.
– Я своими глазами видел, как ты взлетел над ручьем в Подрезкове.
– Видел, но ничего не понял: мы же готовим автомобилистов для армии, а без находчивости и решительности и на «амфибии» можно застрять в луже. Уяснил?
– Стараюсь, – ответил я. – Только как мы расклиним крепление тяги, если штангу ты превратил в коромысло?
– Выпрямим, и пойдет дело... Короче, бери кувалду и давай выпрямляй.
Лежа на спинах, мы принялись расклинивать крепления. Графчиков подвинулся чуть вперед, подсунул под крепление монтировку, а я кувалдой, прямо у него под носом, стал колотить по изгибу штанги. Последняя пружинила, но выпрямляться не собиралась.
– Наддай еще, наддай плотнее. Еще, еще... Ага, кажется, сдается. Теперь поразмашистей ударь...
Я отвел кувалду назад, приготовился вложить в этот удар все имеющиеся силы и вдруг заметил, что машина стала накатываться на нас.
– Стоп! – прозвучала немедленная команда.
Я замер. А что дальше? Я бы мог выскочить из-под машины, но тогда вся тяжесть должна была прийтись на одного Василия Васильевича. «Нет, лежи, – приказал я себе, – двоих один «Запорожец» не придавит на-намертво».
Гараж без смотровой ямы – что отдельная квартира без кухни. Даже ложки помыть негде – беги к соседу. Именно таким гаражом-времянкой и обзавелся Василий Васильевич Графчиков, получив несколько лет назад как инвалид войны автомобиль «Запорожец» с рулевым управлением. Шприцовку и регулировку ходовой части он проводит «своим способом», известным, кстати, всем владельцам автомобилей: сначала поднимает домкратом передок, подставляет под него пять-шесть кирпичей, затем переносит домкрат под хвостовую часть, и поднятая таким образом машина «пропускает» его с необходимыми инструментами под свое брюхо. Теперь же, когда надо было произвести не косметический осмотр, а буквально капитальный ремонт – снять погнутые рулевые тяги, выбить шаровые пальцы и произвести замену их на новые детали, – следовало бы позаботиться об устройстве более устойчивых подпорок, нежели кирпичи.
К сожалению, выяснилось это только после того, как мы пустили в дело увесистый молоток-кувалду с короткой ручкой. Вот тогда-то машина и сползла с подпорок, угрожая раздавить нас, лежащих на спинах под передней подвеской. Благо, двигатель «Запорожца» в хвосте. Тем не менее на нас обрушилась почти вся масса кузова – около четырехсот килограммов.
«Как в канализационной трубе, по которой мы с Графчиковым пытались проникнуть в дивизию Люднико-ва», – подумалось мне. Правда, тогда страх нагнала на меня оставшаяся в руке «фенька» с выдернутым кольцом,
Мне в грудь уперся выступ фартука подножки. Что же делать? Взглянул на Василия Васильевича: он успел поставить монтировку торцом, и она затормозила наползание днища на мою грудь. Теперь и мне надо попытаться кувалду поставить на попа, чтобы подпереть днище. До темноты в глазах напрягаю силы, и кувалда слушается меня, встает, как надо. Лежим, молчим. Кто-то из нас должен теперь первым выбраться из ловушки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.