Ожившие черты

В Юрьев| опубликовано в номере №548, март 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Около трёх лет назад близ Симферополя, у крепостной стены древнего города Неаполиса - Скифского, был обнаружен мавзолей с останками захоронения скифского царя. Скульптурный портрет, сделанный М. М. Герасимовым по черепу из этого мавзолея, послужил новым доказательством правильности его метода. Оказалось, что восстановленное учёным лицо принадлежит скифскому царю Скилуру, жившему во втором веке до нашей эры. Это подтвердилось полнейшим сходством скульптуры М. М. Герасимова с изображениями Скилура на монетах, а также на мраморном барельефе, найденном около мавзолея 45 лет назад.

История не сохранила нам изображения великого князя суздальского Андрея Боголюбского. Но мастерство, которым в совершенстве владеет М. М. Герасимов, дало ему возможность по черепу создать точную реконструкцию лица. Интересно отметить, что когда слепок был продемонстрирован учёным, многие выразили сомнение в правильности созданного изображения, ибо лицо князя оказалось наделённым яркими монгольскими чертами. Возникшее недоумение, однако, рассеяли историки, которые доказали, что матерью Андрея Боголюбского была половецкая княжна.

Реконструкция облика адмирала Ушакова - одна из выдающихся работ М. М. Герасимова. Сохранившиеся портреты адмирала, написанные в традиционной манере художников XVIII века, совершенно неправильно передавали его облик. На них изображено удлинённое, аристократическое лицо, лишённое каких - либо ярких индивидуальных черт. М. М. Герасимову легко удалось доказать, что портреты неправильны, ибо ни на одном из них овал лица не соответствует контурам черепа. На каждом портрете лицо сделано значительно длиннее и уже, чем оно было на самом деле. На скульптурном изображении адмирала, сделанном Герасимовым, бросается в глаза прежде всего чисто русский характер выразительного, умного лица человека, наделённого большим умом и непреклонной волей.

Метод М. М. Герасимова, удостоенного Сталинской премии за свой научный труд «Основы восстановления лица по черепу» и за создание реконструкций физического облика предков человека и исторических лиц, имеет большое культурное значение. Мы не только не имеем подлинных образов Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Василия Шуйского, но даже людей значительно более позднего времени. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов на многочисленных портретах выглядят по - разному. Большинство этих портретов написано даже не с натуры, а по памяти. Теперь, когда советский учёный разработал научно обоснованный метод реконструкции физического облика людей, мы можем думать о создании целой галереи портретов славных исторических деятелей нашей страны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены