Задача большая, трудная. Кое-кто считает, что для ее решения достаточно увеличить жилищное строительство и строго выполнять законодательство в области распределения жилья.
Но так ли все просто? Сегодня на среднего горожанина приходится по 14,5 квадратного метра общей площади жилищ. Если прирост будет таким же, как и раньше — по одному квадратному метру за пять лет, то к концу столетия на человека придется около 17 метров. Будем оптимистами: допустим, что произойдет существенное увеличение жилищного строительства и фонд жилья возрастет до 18 метров на человека. Но ведь во многих городах этот средний уровень обеспеченности давно превзойден. Что же, в этих городах жилищная проблема решена? Да ничего подобного! Множество молодых семей «своих» квартир не имеет.
При сохранении нынешнего жилищного законодательства увеличатся, скорее всего, жилищные контрасты. Возрастет концентрация избыточной жилой площади у пожилых людей. Причин здесь две: среднестатистическое «старение» населения и повышение норм жилой площади при выделении жилья.
Кратко об этих факторах.
В населении страны будет быстро возрастать доля пожилых (после 60) и старых (после 75 лет) людей. Она составит в 2000 году 17 — 18 процентов населения страны против 13,5 процента на начало 1987 года. А именно у пожилых людей, как мы уже знаем, концентрируются жилищные избытки.
Нормы распределения жилой площади в разных местах различные. Самая большая из мне известных — в Киеве: 13,5 метра на человека плюс половина этого количества на семью. Таким образом, семья из четырех человек может получить квартиру жилой площадью в 60 квадратных метров. Во многих других городах норма составляет 12 метров на человека. А недавно равнялась девяти. Так что на этапе естественного уменьшения семьи размеры жилой площади, приходящейся на пожилых супругов и старых одиноких людей, будут возрастать.
Без предотвращения этой концентрации жилья у одних категорий населения едва ли можно будет достаточно обеспечить им других.
Нужны серьезные преобразования, которые позволили бы рациональнее использовать имеющийся жилой фонд, сократили бы жилищные контрасты, сделали бы распределение квартир более справедливым.
Мне представляется, что всего этого можно достичь путем превращения жилья в товар, путем установления рыночных, товарно-денежных отношений в этой сфере.
Каждый должен полностью оплачивать свое жилье, то есть нести расходы не только на его содержание, но возмещать государству и капитальные затраты — расходы на его сооружение. Естественно, эти капитальные затраты должны быть выданы гражданам в виде добавок к заработной плате, пенсиям, пособиям, стипендиям. И «пусть каждый сам несет свой чемодан».
Что это даст?
Жилье — вещь очень дорогая. Человек, имеющий многокомнатную государственную квартиру, задумается о том, что ему выгоднее — оплачивать эти апартаменты или, скажем, купить автомашину, съездить в круиз вокруг Европы, построить дачу и т. д.
Одинокие старушки, владеющие многокомнатными государственными квартирами, попросят предоставить им менее просторное, но благоустроенное и в подходящем месте (вблизи магазинов, поликлиник, парков, недалеко от родственников) жилье. Человек, ютящийся на четырех метрах, перестанет содержать жилье тех, у кого на душу — по сорок. Исчезнет нужда в нынешнем жестком контроле жилищных очередей, да и сами очереди могут исчезнуть, если цены за жилье будут установлены правильно.
А что касается молодой семьи, то ей можно будет гарантировать некоторый социальный минимум жилищной обеспеченности, так же, как, впрочем, и другим категориям населения.
Голубая мечта молодоженов — получать вместе со свидетельством о браке и ордер на жилье — осуществится. Хотя, конечно, и в весьма скромном виде — не квартира, а на первых порах комната. Но не в 2000 году, а сейчас, в конце 80-х.
Отдельная комната — это, конечно, не бог весть что. Но ведь это не проживание в разных общежитиях, не наем комнаты «у частников». У кого есть лучшие варианты, может эту комнату не получать. Но громадное число молодоженов скажет за это спасибо.
Разработка рабочего проекта жилищной реформы — это, конечно, дело специалистов. Но проект, касающийся всего населения, должен быть вынесен на всенародное обсуждение.
«Если бы директором был я», то основными пунктами реформы сделал бы следующие:
— всем гражданам страны гарантируется социальный жилищный минимум, который может быть и платным, и бесплатным, это непринципиально. Главное, он должен быть «подвижным»: увеличиваться по мере повышения средней жилищной обеспеченности. На нынешнем уровне обеспеченности он может составлять, например, 5 метров жилой площади на человека, то есть половину средней обеспеченности;
— жилая площадь сверх этого минимума, до определенных размеров, оплачивается в размере ее фактической стоимости;
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.