Ожидание неожиданного

Александр Данилов| опубликовано в номере №1095, январь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Давайте посмотрим, что именно означает свойство голографической записи «переводить» информацию о предмете в зрительный образ. Мы говорили о том, что этот метод дает полную информацию о предмете, находящемся в волновом поле в момент записи. И хотя речь шла о световой волне, информацию, переданную через зрительный образ, можно получить, используя и звуковую и радиоволну.

Представьте себя пассажиром на борту самолета. Ваш рейс подходит к концу, и в это время стюардесса объявляет, что над аэропортом грозовой фронт. Аэропорт не принимает, самолет ложится на обратный курс, и вы возвращаетесь в отправную точку или совершаете посадку в другом городе, готовом вас принять.

Конечно, современный самолет оборудован для слепой посадки. Но... ведь не зря она называется «слепой»? И если летчикам, например, полярной авиации приходится работать в таких зонах, где время от времени слепые посадки неизбежны, то нормами Аэрофлота по понятным причинам предусмотрены посадки только в таких условиях, когда всякий риск практически исключен. А для звуковой волны метель или низкая облачность не преграда. Волна отражается от поверхности земли, от бетонной полосы, и если отраженный сигнал преобразован в зрительный образ, то само понятие слепой посадки теряет смысл: летчик видит на экране аэродром так же хорошо, как через стекло кабины в ясную погоду.

Такого устройства еще нет — есть пока обычные локаторы. Но такое устройство с появлением голографии стало принципиально возможным. Так же принципиально возможным, например, стало ультразвуковое «просвечивание» тела человека вместо рентгеновского. Как только принцип передачи информации в зрительном образе найдет свое техническое воплощение в медицине, врачи в самом прямом смысле смогут заглянуть внутрь человеческого организма. Радиоволнам, скажем, доступны планетарные масштабы. Представьте себе, с какого расстояния можно будет рассматривать объекты...

Наблюдения за тем, что происходит под водой, зримая поверхность океанического дна, наблюдение за процессами, происходящими в турбулентной сфере, интроскопия, диагностика плазмы — это очень небольшой перечень самых различных областей, в которых голография найдет широкое применение.

Так что же означает этот «перевод» самой разносторонней информации в зрительный образ?

В первую очередь высвобождение колоссальной внутренней энергии человека, которая сейчас уходит на расшифровку получаемой информации. Первичность приема информации задана нам природой. Эта заданность в большой мере отражена в нашей потребности воспринимать зрительными образами. Каждый специалист — будь то акустик, рентгенолог, радиометрист, — каждый, кто получает интересующие его данные в виде сигналов, неосознанно проделывает большую работу по расшифровке этих сигналов. «Неосознанно» — потому, что процесс расшифровки информации, получаемой через приборы, мы не контролируем. Этот процесс наш мозг совершает вполне самостоятельно, доводя сигнал до зрительного образа. Сколько энергии этот процесс поглощает, трудно сказать. Затрат мы не замечаем в силу того, что процесс протекает бесконтрольно. Но затраты должны быть огромны, потому что именно в расшифровке информации кроется то, что составляет профессиональную сущность многих специальностей. Например, чем точнее рентгенолог «прочтет» снимок, тем выше мы определим его — врача — профессиональный уровень. Умение понимать символы делает для специалиста очевидным то, что недоступно неспециалисту. Применение голографии сократит малопроизводительный расход энергии человеческого мозга на расшифровку информации. Другими словами, в очень большой степени избавит мозг от ныне еще необходимой работы.

Сейчас, в дополнение ко всему сказанному, мне хочется привести ту часть моего разговора с Юрием Николаевичем Денисюком, которая может заинтересовать самого широкого читателя.

ВОПРОС. Какие открытия, сопутствующие главному, сделаны вами в последние годы?

ОТВЕТ. Из сопутствующих, как вы их назвали, я указал бы на два: топографический метод исследования когерентности и метод получения голограмм удаленных объектов.

ВОПРОС. У голографии очень широкий диапазон практического применения. В какой области проводите исследования вы? Можно ли говорить о дальнейшем развитии теории этого метода?

ОТВЕТ. Вряд ли можно говорить о развитии теории голографии как о самостоятельной области научной работы. На мой взгляд, голография не представляет собой обособленный раздел науки, а имеет чисто прикладное значение. Именно поэтому голографией заинтересовались специалисты самых разных профилей и в каждой отрасли голография, вероятно, будет развиваться самостоятельно с учетом отраслевой специфики. Я продолжаю заниматься тем, с чего когда-то начал: совершенствованием изобразительных средств, в частности, проблемами создания голографического кино.

ВОПРОС. Как должен «выглядеть» топографический фильм?

ОТВЕТ. Первое предположительное отличие голографического фильма от обычного заключается в том, что он будет непосредственно воздействовать на восприятие зрителя. Поясню. Сегодня зритель — как бы сильно он ни был увлечен тем, что происходит на экране, — хорошо чувствует свое положение в зале по отношению к экрану. Собственно, само слово «зритель» точно определяет ту опосредованность восприятия, которая создается пространственной изолированностью экрана. Человек, который придет смотреть топографический фильм, будет ощущать себя не столько зрителем, сколько участником фильма. Все, что он увидит, будет происходить в окружающем его пространстве, насыщенном трехмерными, объемными изображениями. Можно предположить, что по окончании голографического фильма у зрителя остается ощущение прожитого, а не просмотренного. Как будет выглядеть кинозал, как будет технически проводиться демонстрация фильма — сейчас сказать трудно, поскольку все наши нынешние представления связаны с кинозалом, неотъемлемой частью которого является экран... Скорее всего, голографические фильмы потребуют создания новой индустрии кино, иных технических средств, иных помещений.

ВОПРОС. Сколько, по вашему мнению, должно пройти времени, чтобы топографическое кино стало явью?

ОТВЕТ. Не возьмусь давать точные прогнозы... Думаю, лет пятнадцать... Может быть, раньше появится возможность смотреть голографические кинофильмы прямо в квартире...

ВОПРОС. Нельзя ли об этом подробнее?

ОТВЕТ. Ну, скажем, понравился вам фильм «Мертвый сезон», и вы захотели его посмотреть дома. Отправляете заявку, и вам присылают из прокатного пункта набор кассет — топографический вариант фильма... Мы сейчас как раз работаем над созданием кассетного варианта голографического фильма.

ВОПРОС. Кажется, будущее голографии вы связываете в первую очередь с развитием кино?

ОТВЕТ. В какой-то мере вы правы, хотя это не совсем так. Во многих отраслях народного хозяйства голография может получить более быстрое развитие. Это связано с насущными потребностями народного хозяйства в той или иной отрасли и с уровнем технической оснащенности ее. Безусловно, темпы развития и внедрения голографии находятся в прямой зависимости от темпов и уровня развития лазерной техники: насколько совершенен инструмент, настолько совершенен и результат. Но я действительно придаю большое значение развитию голографии в кино, поскольку с появлением голографических фильмов в силу вступит один из важнейших факторов кино — фактор массовости. А это, в свою очередь, даст мощный толчок для более скорого использования голографии в самом широком диапазоне.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены