Ответственность за дебют

  • В закладки
  • Вставить в блог

А. КОСТИН. Согласен. И знаете, о чем еще подумалось: вот мы по линии комсомола предоставляем молодым творческие командировки – опыт хороший, и он привился. А итоги поездок – почему бы им не обрести гласность на страницах газеты?

А. РОМАНОВ, можно ведь организовать и творческие группы, причем не обязательно для командировки. Вот в Череповце действуют два литобъединения. Город промышленный, постоянно развивающийся: сколько интересных проблем, сколько прекрасных возможностей для молодого литератора активно соприкоснуться с жизнью! Лучшей «мастерской» и не придумать. И редакция приобрела бы ценного коллективного корреспондента.

А. КОСТИН. Конечно, задумавшись, мы обязательно найдем, как говорят, неиспользованные резервы. Но считаю, что творческая молодежь должна помогать нам в их поиске, должна сама обращаться к обкому и писательской организации с предложениями, просьбами, информировать нас. То есть обратная связь необходима, иначе ведь, что-то можно до поры до времени и не заметить.

Вот вы упомянули Череповец. Ведь долгое время и не разбирались как-то, есть в нем молодые литературные силы или нет. Не от безразличия вовсе, а от обилия других проблем: город-то набирал промышленную мощность, бурно развивался. Ну а когда пришел черед, оказалось, что молодых литературных сил с избытком хватило на организацию серьезного литобъединения.

Но если бы сами начинающие литераторы вышли с предложением организовать такие творческие школы – неужели им бы не пошли навстречу?

А. РОМАНОВ. В конце минувшего года мы провели там трехдневный творческий семинар, который помог выявить способных авторов. Причем выезжало туда почти все бюро писательской организации. Отрадно, что из среды рабочего класса «стучатся» в литературу молодые люди, несущие в себе настоящий творческий накал. Это прораб Николай Кузнецов, шофер Валентин Федоров, вальцовщик Игорь Воробьев и другие. Но они долго молчали, не заявляли о себе.

А. КОСТИН. Потому и считаю этот пример в некотором роде упреком молодым: так ли обязательно ждать указующих и организующих действий с нашей стороны? Почему бы самим не выйти с предложениями?

А. РОМАНОВ. Я думаю, что в этом да и в других случаях сказывается отсутствие совещательного органа у вологодской творческой молодежи – совета. Такая форма объединения молодых есть в ЦК ВЛКСМ, во многих республиках при ЦК ЛКСМ, при многих обкомах комсомола, она хорошо себя зарекомендовала. Надо такой совет и в Вологде создать.

А. КОСТИН. Да, совет помог бы эффективнее сочетать конкретные формы работы, помог бы и> упорядочить. Помог бы разобраться с литобъединени ями. А то, посмотрите, если обратиться к литобъ единениям – есть ведь определенное разности лье. Е Череповце делается упор на рецензирование и разбор рукописей, такие же объединения, как при «Вологодском комсомольце» или при «Сокольской правде», основную задачу видят в широкой публикации. По-разному понимается и принцип членства: в литобъ-единение при газете «Звезда» в поселке Шексна принимают только с публикациями, опытных, так сказать, а в объединение при «Сокольской правде» города Сокола – всех желающих. Рукописи, уже отрецензированные в Череповце, частенько попадают в «Вологодский комсомолец». Желание опубликоваться в областной газете понятно, но дело-то в том, что приходится рецензировать повторно.

Вопросы эти могут показаться на первый взгляд частными. Но они отражают главную проблему наших литобъединений – отсутствие центра, который направлял бы и руководил деятельностью литобъединений. Такую функцию, вероятно, мог бы выполнять совет.

А. РОМАНОВ. Он стал бы еще одной эффективной формой сотрудничества писателей и комсомола в деле воспитания идейно закаленной и творчески зрелой писательской смены.

А. КОСТИН. Именно. И еще необходимым, требовательным нашим помощником. Поскольку, если зримо представить школу партийной принципиальности и гражданской активности молодого литератора, то ее классы были бы не на десятки – на сотни учащихся. А отличным аттестатом – звание советского писателя. В таком ответственном деле учителям одним пришлось бы труднее без помощи наиболее зрелого актива учеников. Вот в чем мне видится роль совета как нашего помощника.

И все-таки возвращаюсь к началу нашей беседы, любые организационные меры окажутся бесплодными, если сами начинающие прозаики и поэты не осознают ответственности за свои дебюты. Ведь в литературном цехе учеба обходится дорого – за счет читателя, который ждет от слова, от мысли, обращенных к нему, зрелости, глубины, гражданской остроты. Напоминая молодым о том. что истинный писатель не может не идти в ногу со временем, необходимо напоминать и о том, что читатель – рабочий, колхозник, инженер, ученый – научился обгонять время. Пятилетка-в четыре года, в три, даже в два – разве мало подобных примеров? Значит, идти в ногу со временем недостаточно, его нужно научиться обгонять. В ожидании, что это поможет сделать некий мудрый наставник, можно оказаться в положении грустно смотрящего вслед удаляющимся огням поезда, на который опоздал. Наставник всегда даст совет, поправит, но есть вещи, зависящие только от самого человека, от его гражданского чувства.

А. РОМАНОВ. Да и трудно советовать тому, кто о жизни слышал и знает из книг. Бесполезно. Творчество его может с точки зрения литературных критериев выглядеть пристойно, но ценнее все же шероховатости, возникающие при взволнованном общении со временем.

У нас в области хорошо зарекомендовали себя встречи молодых прозаиков и поэтов с тружениками города и деревни. Тут уж действительно герой рядом. Думаю, что комсомол может и улучшить эту хорошую форму работы: например, приглашать молодых рабочих на творческие семинары или на занятия литобъединений. Пусть послушают, покритикуют.

А. КОСТИН. Тем более что у критиков, особенно молодых, все заметнее этакая благостность.

А. РОМАНОВ. Да, ощущается. Но больше беспокоит недостаточное внимание маститых к дебютам молодых. Многие книги нашего литактива, к сожалению, прошли незамеченными в прессе. Ведь какие бы громкие фразы мы ни говорили молодым об ответственности за выбор темы, за ее решение, нужно конкретно показывать им, где эта ответственность снижена, где снижена требовательность.

А. КОСТИН. Конечно, недостаточное внимание критики – факт, который не может радовать. Но задумаемся, Александр Александрович: вот мы не один раз за беседу говорили о дебютах молодых вологодских писателей. Вот же самый все-таки весомый результат нашей деятельности – у многих есть первые книги, есть, с чем прийти к VII совещанию. Ведь если такие уважаемые издательства, как «Современник» и «Молодая гвардия», издают Сергея Чухина, Леонида Беляева, Владимира Ширикова, Вениамина Шарыпова и других, – значит, то, что мы вкладываем в понятие «растить творческую смену», имеет реальное воплощение.

А. РОМАНОВ. И, главное, мы смело можем сказать, что у нас есть воспитанники.

А. КОСТИН. Я бы даже уточнил – единомышленники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены