Ответственность за дебют

  • В закладки
  • Вставить в блог

Ответственный секретарь областной писательской организации, поэт, Александр Романов. Первый секретарь Вологодского обкома ВЛКСМ Александр Костин.

А. РОМАНОВ. Больше двух лет прошло со времени принятия постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Напоминаю об этом потому, что считаю VII Всесоюзное совещание молодых писателей важным поводом обсудить результаты нашей работы с литературной молодежью, разобраться в просчетах, наметить новые направления. Говорю «нашей» абсолютно искренне, поскольку считал и считаю: комсомол помог пройти школу жизни многим талантливым литераторам и успешно продолжает выполнять прекрасный свой долг – воспитывать тех, кто придет им на смену.

А. КОСТИН. Приятно слышать такие слова, Александр Александрович. Комсомольцы Вологодчины гордились и гордятся литературными традициями области, своими всенародно известными земляками – поэтами и прозаиками, рады крепкой дружбе и плодотворному сотрудничеству с ними. Недаром премии имени Александра Яшина, учрежденной областной комсомольской организацией, удостоены Василий Белов – в прошлом секретарь Грязовецкого райкома ВЛКСМ, Виктор Коротаев, Ольга Фокина и вы. Приятно и сознавать, что, работая рука об руку с писательской организацией, с нашими молодыми поэтами и прозаиками, мы тем самым способствуем укреплению и продолжению литературных традиций родного края,

Однако хочу поддержать проблемный, аналитический настрой нашей беседы, заданный вами с самого начала. И, скажу, волнует меня прежде всего качественная сторона нашей совместной деятельности по воспитанию творческой смены. Внимание, которое мы ей уделяем, многообразие возможностей, которые ей сейчас предоставлены, – с этим, безусловно, должна сочетаться и высокая требовательность. Воспитать в творческой молодежи чувство ответственности за свой дебют – в том и видится мне качественная сторона работы, которую мы пока ведем, не боюсь преувеличения, успешно. Сами знаете, только с поры принятия постановления мы совместно организовали около двухсот творческих отчетов, семинаров, встреч молодых литераторов...

А. РОМАНОВ. Прибавим к этому еще постоянное их участие в Рубцовских и Яшинских чтениях, в работе 7 литобъединений.

А. КОСТИН. Иной раз и задумаешься: окрепнет ли по-настоящему тот или иной голос, прозвучавший с такой действительно широкой трибуны?

А. РОМАНОВ. Конечно, опасения такие не напрасны. Комсомол с душой взялся за поиск способной литературной молодежи, буквально на наших глазах движение это обрело массовость. Молодые с жаром пробуют свои силы – это хорошо. Хорошо, что тяга к творчеству не превращается в нахрапистость, когда вместо Пегаса упорно скачут на пони к заветным дверям издательств и журналов. Хорошо, когда увлечение писательством – вторая рабочая смена, так сказать, – не мешает главному делу жизни, не расхолаживает человека в желании стать профессионалом в своем деле. Не секрет: бывает, что «грешение» перышком некоторые расценивают как свалившийся невесть откуда дар бесценный, и большой бедой оборачивается для человека подобная потеря ориентации. Может быть, есть такие среди тех, о ком мы заботимся, о ком сейчас так заинтересованно беседуем. Что ж, ошибки неизбежны. Увидеть, предупредить их – это, безусловно, наша задача

Скажу, что мы, писатели, очень требовательно относимся к вступающим на литературную стезю. Молодой литератор – не писатель, нет! – это звание, считаем, еще заслужить надо. Вот у нас в области из числа литактива 24 человека уже выпустили по одной, а кто. даже и по три книги. А достойным рекомендовать в Союз писателей мы сочли одного – прозаика Владимира Ширикова. Совсем это не значит, что книги остальных плохи. Но в Вологде, где живут и работают Астафьев, Белов, Коротаев, Фокина, и смена должна быть не количественной, а качественной. Публикация, конечно, – весомое основание для рекомендации, свидетельство творческой

активности начинающего литератора, но прежде очень уж хочется испытать радостное удивление – гляди-ка, по-своему узелки вяжет, самобытен! Оригинальный почерк, этакую «вкуснинку» – вот что хочется ощутить, вот о чем речь.

А. КОСТИН. Думаю, в появлении своего почерка, той «вкуснинки», о которой вы говорите, первоочередную роль играет биография молодого писателя. Хотя вроде и не вяжутся эти слова – молодой и биография, – но ведь, наверное, не столь важно много успеть, пережить, сколько прочувствовать увиденное, выработать на этой основе собственный нравственный кодекс. Тогда весомым будет печатное слово, обращенное к людям.

Уверен, недостаточно преподнести свои, чаще всего по молодости смутные еще ощущения, сугубо личные переживания в грамотной словесной упаковке. Успех приходит, когда начинающий литератор старается пристально вглядеться в необъятную картину жизни, в «громадье дел», участником котооых был, есть и жаждешь быть всегда. И тут настораживает меня заметная приглушенность у наших молодых многих тем, которые звучать должны сочно. Редко встречаю произведения о комсомоле, попадаются слабые образы современного рабочего. А ведь девиз VII совещания: «Герой великих строек коммунизма – герой молодой советской литературы».

А. РОМАНОВ. Справедливо. Хотя замечу, что в изображении современной деревни, в обращении к образу России многие из начинающих радуют новыми красками.

Конечно, писательская организация стремится привить молодым литераторам широту кругозора. Но приходится трудновато, и вот почему. С каким бы энтузиазмом ни относились члены нашей организации к работе с рукописями молодых – всего объема охватить невозможно. Специальной и постоянной литкон-сультации у нас нет, нет в Вологде и какого-либо периодического литературного органа, при котором она могла бы действовать. А, думается, работа с рукописями – не только рецензирование, это прежде всего контакт с начинающими авторами, это возможность подробнее, в деталях, разобраться в том, кто и по каким причинам никогда не окажется у символического порога первой книги, тому же, кто начнет свой путь, – дать верный ориентир.

Тут, как мне видится, много возможностей у нашей молодежной газеты «Вологодский комсомолец». Обком и коллектив редакции потрудились над созданием литературного лица газеты. Ежемесячно появляются целевые номера, в которых читатели знакомятся с новыми именами. На хорошем уровне ведется конкурс «Турнир начинающих», а поэтический конкурс на премию имени Рубцова – просто-таки на серьезном, солидном. Газета набрала скорость в период подготовки к VD Всесоюзному совещанию молодых писателей – поиск талантов был организован активно, широко, целенаправленно.

А. КОСТИН. Я тоже отметил такой оперативный отклик газеты. Но, думается, основывать деятельность только на поиске талантов не совсем верно. Пусть молодой человек не станет участником совещания, не выйдет к читателю с книгой, но долг газеты – реально поддержать его увлечение творчеством.

Таланты не грибы, урожай не станешь собирать к определенному сроку. Да и, сдается мне, слишком часто стали мы употреблять это слово: если уж творческая молодежь – обязательно талантливая, если уж ведем поиск – так уж непременно талантов. Один найти – уже событие, уже весомый результат. Получить его, просеяв, так сказать, множество рукописей. Литературный отдел «Вологодского комсомольца» получает и обрабатывает их более четырехсот в год.

А. РОМАНОВ. Отдел, знаю, не велик, трудно приходится. Говоря о возможностях газеты, я что имел в виду: рукописи не только рецензируются, но и выход на полосу имеют.

Действительно, талант – это не частая находка;

важнее поддержать способных, не пропустить человека, для которого литературные опыты оказались, как бывает порой, способом выразить отношение к жизни. Вот прочитал я однажды в «Литературной страничке» большую подборку стихотворений Натальи Сидоровой. Потом мне рассказали: в редакции узнали, что Наташа тяжело болеет, не встает с постели, в таком состоянии пишет стихи – необыкновенно дорого, значит, ей это увлечение. В село Бушуиха, где живет Наташа, командировали корреспондента – в газете появилась подборка стихов. А потом редакция помогла девушке стать членом литобъединения при газете «Сельская новь», которая выходит в городе Грязовце.

Сейчас, формируя литературные рубрики, редакция решает в основном, замечаю, одну проблему – побольше предоставить места молодым. Это важно, конечно. Но также, уверен, важно отводить место и для разбора произведений – для «мастерской», как стало принято говорить, для дискуссионного обсуждения теоретических и практических вопросов – скажем, проблем работы литобъединений и кружков. Пока, на мой взгляд, газета не в полную меру использует свои возможности в этом направлении. А использовать их необходимо, поскольку речь-то о координации наших совместных действий по воспитанию, по ориентации творческой молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены