К 2400-летию со дня рождения Аристофана
Это было около 2400 лет тому назад, в январе 425 года до нашей эры. Шестой год шла война между двумя важнейшими государствами древней Греции - Афинами и Спартой. Развязанная крупными собственниками - рабовладельцами, которые стремились к захвату новых земель и новых масс рабов, война приносила тяжелые бедствия простому народу, особенно афинским земледельцам. Почти ежегодно спартанское войско вторгалось летом на территорию Аттики (так называлась небольшая область, центром которой были Афины), разоряло и опустошало крестьянские хозяйства. Землевладельцам приходилось на это время перебираться в Афины и, укрывшись за городскими стенами, с болью в сердце наблюдать, как гибнут на их глазах виноградинки и оливковые деревья, выращенные в кропотливом, тяжелом труде.
С наступлением осени спартанское войско уходило на родину, и аттические земледельцы могли вернуться к своим участкам, чтобы обрабатывать их хотя бы частично в зимние и весенние месяцы.
Но что же случилось в Аттике зимой 425 года? Почему опять изо всех деревень потянулся народ в Афины? Уж не совершили ли спартанцы нового нападения на аттическую землю? Нет, на этот раз афинским земледельцам ничто не угрожало. Просто они собирались в Афины на традиционный праздник в честь бога Диониса - покровителя виноградарства, древоводства, сельского труда и незатейливых утех в часы отдыха от крестьянских работ. Неотъемлемой частью этих празднеств, торжественно справлявшихся дважды в год (январь - февраль и март - апрель), были театральные представления, которые первоначально возникли и сформировались в рамках культовых обрядов, посвященных Дионису.
Со временем театральные представления в Афинах приобрели всенародный характер, став средством обсуждения в художественной форме самых актуальных вопросов общественно - политической жизни. На них присутствовало большинство граждан. Согласно древним источникам, число полноправных свободных афинян мужского пола составляло 30 тысяч человек; в театре Диониса, расположенном естественным амфитеатром на склоне холма под открытым небом, вмешалось не менее 17 тысяч человек.
Итак, зимой 425 года в Афинах происходил один из очередных праздников в честь Диониса. На орхестре (сценической площадке) огромного театра уже были показаны трагедии трех поэтов, соревновавшихся между собой в художественном мастерстве перед лицом многотысячной аудитории. Наступила очередь для такого же соревнования поэтов - комедиографов.
Глашатай объявил очередное произведение - «Ахарняне», комедия Каллистрата.
Зрители, вероятно, хорошо знали имя Каллистрата - это был опытный артист и постановщик. Но они знали и другое: пьеса, которая ставится сегодня от его имени, написана не им. Уже третий раз Каллистрат приходил на помощь молодому талантливому драматургу Аристофану. Впервые на театральном поприще Аристофан выступил за два года до представления «Ахарнян». Ему тогда еще не было девятнадцати лет. Не обладая достаточным опытом в сценическом воплощении драматических произведений, он призвал на помощь Каллистрата, который поэтому и был объявлен автором комедии: в древних Афинах драматург являлся обычно и постановщиком своих пьес. Точно так же и в предыдущем, 426 году Каллистрат поставил от своего имени написанную Аристофаном комедию «Вавилоняне», принесшую ее действительному автору выдающийся успех. Афиняне удостоили юного комедиографа первой премии, высоко оценив его политическую смелость: в комедии подвергалась острой критике деятельность ряда видных должностных лиц.
О чем же пойдет речь в новом произведении Аристофана?
На орхестре, изображающей площадь для народных собраний в Афинах, появляется хорошо знакомая всем зрителям фигура аттического земледельца. Уже несколько лет он переживает бедствия, выпавшие в результате войны на долю всем крестьянам. Теперь он полон желания поставить в народном собрании вопрос о заключении мира. Планам его, однако, не суждено осуществиться: сбитое с толку болтовней всяких жуликов - послов, собрание не желает слышать о мире.
Тогда герой комедии по имени Дикеополь (буквально: «справедливый гражданин») заключает со Спартой сепаратный мир для себя и своей семьи. Не подчиняясь больше законам военного времени, он собирается справить мирный праздник в честь Диониса. Но тут в дело вмешивается хор - непременный участник древней комедии. В пьесе Аристофана, о которой идет речь, он изображает стариков - ахарнян (отсюда название комедии), представителей самого большого аттического дема, особенно пострадавшего от вторжений спартанцев. Ахарняне, пылающие жаждой мести к ненавистным врагам, обвиняют Дикеополя в государственной измене и угрожают ему жестокой расправой. Вынужденный оправдываться перед лицом разгневанных стариков, Дикеополь излагает свою точку зрения на причины войны.
В этих высказываниях Дикеополя содержится много анекдотического. Аристофан намеренно вкладывает в уста своего героя комическое объяснение поводов, якобы повлекших за собою войну. Но за пародийно - сатирическими интонациями поэта скрываются серьезнейшие мысли. Война не нужна простому люду, она несет ему страдания и бедствия, наживаются на ней богачи, для которых высокие воинские должности служат источником дохода; поэтому прекращение войны, безусловно, в интересах не только Дикеополя, но и его противников - стариков - ахарнян, таких же честных и работящих земледельцев. К этому сводятся аргументы Дикеополя, которым нельзя отказать в основательности и справедливости. Хор комедии вынужден с ними согласиться. Он примиряется с героем и желает ему успехов в начатом деле.
Впрочем, благие результаты заключенного Дикеополем мира сказываются незамедлительно н в высшей степени наглядно: на открытый им рынок приходят торговать представители различных греческих городов, и сытый и довольный Дикеополь отправляется на праздничную пирушку, в то время как его соседа, рьяного сторонника военной партии, выносят раненным из сражения с врагами.
«Ахарняне» - первая дошедшая до нас целиком комедия Аристофана - является далеко не единственным его произведением, направленным против войны. С той же целью написаны им комедии «Мир» (421 год до н. э.) и «Лисистрата» (411 год до н. э.), которые и поныне сохраняют актуальное значение для читателей и зрителей. Лучше всего это подтверждается сценической судьбой комедии «Лисистрата», которая за последние полстолетия неоднократно ставилась в театрах Советского Союза и зарубежных стран. На советской сцене эта комедия получила наиболее яркое воплощение в бывшей Музыкальной студии МХАТа, где она была поставлена в 20 - е годы под руководством В. И. Немировича - Данченко с участием В. Н. Пашенной, С. В. Образцова и других известных ныне артистов. По свидетельству современников этого спектакля, театру удалось донести протест Аристофана против бессмысленной войны, разрушавшей жизнь и счастье народа, показать борьбу за здоровое счастье человека, донести его призыв к миру, любви и труду.
Однако вернемся в древние Афины. Год спустя после успеха, одержанного «Ахарнянами», Аристофан выступил наконец от собственного имени и притом с самой острой и смелой своей комедией. Это были «Всадники», поставленные в 424 году и завоевавшие также первую премию.
Внешне эта комедия может рассматриваться как беспощадный сатирический памфлет, направленный против одного из крупнейших политических деятелей тогдашних Афин - лидера крайней военной партии Клеона. Отличавшийся энергичным, решительным характером и фанатической настойчивостью, владелец кожевенной мастерской Клеон отражал в своей деятельности интересы верхушки крупных рабовладельцев - собственников рабских ремесленных мастерских и оптовых торговцев, заинтересованных в расширении морского могущества Афин. Достигнуть же этого они могли только путем войны со своими соперниками, в первую очередь со Спартой. Таким образом, в деятельности Клеона с наибольшей отчетливостью выявлялось, в чьих интересах ведется война.
В комедии «Всадники» Клеон выведен в образе кожевника, раба, который служит одряхлевшему афинскому народу (Демосу). Кожевник родом из малоазиатской области Пафлагонии. Пользуясь старческой слепотой и доверием Демоса, который в суматохе военного времени потерял способность рассуждать разумно и здраво, наглый Пафлагонец - Кожевник одурачивает и обворовывает народ, предавая его насущные интересы. Правда, в силу комедийной логики спасителем Демоса оказывается некий Колбасник, рыночный торговец и прощелыга, еще нахальнее Пафлагонца. Но в финале комедии Колбасник производит над Демосом чудодейственную метаморфозу, в результате которой народ снова становится молодым и энергичным, а Колбасник - разумным и мудрым государственным деятелем.
Значение образа Пафлагонца, однако, выходит далеко за пределы персонального сатирического памфлета, личных нападок Аристофана на Клеона. Пафлагонец является обобщенным социальным типом, в чертах которого Аристофан концентрирует все социальные явления, порожденные начинающимся кризисом афинской демократии.
Война вскрыла противоречие, существовавшее между интересами аттических земледельцев и крупных рабовладельцев; она привела к дальнейшему социальному расслоению среди граждан. Аристофан не мог понять, почему это происходит. Он не мог знать законов общественного развития, в силу которых социальное неравенство является неизбежным спутником эксплуататорского строя. Но он ясно видел конкретные проявления этих законов и с позиций честных крестьян - тружеников выразил свой протест против накопления богатства в руках немногих, против их обогащения за счет массы граждан, против войны как средства обогащения. Поэтому не только и не столько Клеон как конкретная историческая личность заклеймен во «Всадниках», а вся богатая рабовладельческая верхушка древних Афин. Больше того: созданный Аристофаном сатирический образ Пафлагонца сохраняет свое значение для разоблачения эксплуататорских классов вообще, с присущими им методами обмана народа, лицемерным политиканством, демагогическими уловками и ухищрениями.
Эту глубоко народную основу аристофановской сатиры проницательно раскрыл в свое время еще Добролюбов, когда он писал: «Аристофан... не в бровь, а в самый глаз колол Клеона, и бедные граждане рады были его колким выходкам...»
Жертвой «колких выходок» Аристофана был не только Клеон и другие представители рабовладельческой верхушки. В поле зрения древней комедии попадают буквально все сколько - нибудь значительные явления общественно - политической и идейной жизни Афин. Особый интерес представляют в этом отношении комедии Аристофана «Облака», «Лягушки» и «Птицы».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки о приключенческих фильмах