В первых двух обсуждаются вопросы философии и эстетики. Героями этих комедий Аристофан делает, как и во «Всадниках», реальные исторические личности: философа Сократа («Облака»), трагических поэтов Эсхила и Эврипида («Лягушки»). Используя присущие нм индивидуальные черты, Аристофан создает комические обобщенные литературные типы. Так, в образе Сократа поэт выводит на сцену фигуру ученого - шарлатана, проповедующего вздорные и опасные для общественной нравственности идеи. Древнего трагика Эсхила и своего недавно умершего современника Эврипида Аристофан заставляет вступить в спор за право обладания трагическим престолом в подземном царстве. Пользуясь фантастическим сюжетом, он дает ярко контрастные характеристики двух поэтов, олицетворяющих как различные периоды в истории афинской демократии, так и различные ступени в развитии античной трагедии. Комедия «Лягушки» представляет собой замечательный и притом первый в истории мировой литературы образец литературной критики, острой полемики по вопросам эстетики.
Фантастический сюжет, вообще характерный для творчества Аристофана, лежит также в основе комедии «Птицы», написанной в один из наиболее тревожных моментов войны. Аристофан рисует здесь сказочное царство, основанное пернатыми между небом и землей. На фоне этого «идеального» общества драматург выводит политические и бытовые фигуры, типичные для современных ему Афин, достигая этим яркого комического эффекта. Но еще более существенна в этой комедии тема социальной утопии, свидетельствующая о бессилии поэта найти выход из тех социальных противоречий, которые вскрылись в годы войны.
Уже в конце своего творческого пути Аристофан снова возвращается к мотивам социальной утопии: в его последней комедии «Плутос» («Богатство») сюжет строится вокруг сказочной притчи о прозрении бога богатства Плутоса. Будучи слепым, он попадал всегда во власть негодных людей - мошенников, казнокрадов, доносчиков, - которые богатели за счет простых земледельцев. Но вот честному и бедному крестьянину Хремилу удается исцелить Плутоса от слепоты, и все на свете изменяется: прозревший бог отворачивается от неправедно разбогатевших и одаряет поровну всеми благами честных и скромных тружеников. Наивность этой сказочной аллегории не должна, однако, заслонять от нас самых ценных сторон творчества Аристофана. Как и в ранних своих комедиях, так и в «Плутосе» древний сатирик с негодованием осуждает рабовладельцев, с глубоким сочувствием и симпатией относится к простому люду, мирным труженикам.
Беспощадное разоблачение богачей и эксплуататоров, обманывающих народ, разжигающих войну и наживающихся на ней; любовь к простому, «маленькому» человеку, имеющему неотъемлемое право на мирную трудовую жизнь; четкое осознание общественных задач искусства, его идейной целеустремленности - все это обеспечило Аристофану почетное место среди выдающихся представителей мировой культуры.
Энгельс называл его «отцом комедии», «ярко выраженным тенденциозным поэтом». «С понятием об Аристофане должно соединяться понятие о благороднейшей и нравственнейшей личности», - писал Белинский. Высоко ценили Аристофана крупнейшие сатирики нового времени - Рабле и Фильдинг, Гоголь и Гейне.
В этом году по инициативе Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество отмечает 2400 лет со дня рождения Аристофана, отдавая дань уважения памяти великого сатирика древности, сумевшего еще на заре цивилизации осознать бесчеловечность войны и заклеймить ее в своих комедиях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.