Отец и сын

опубликовано в номере №951, январь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 57-й московской школе однажды я стал свидетелем ЧП: рослая девушка-старшеклассница получила двойку по физкультуре. Конечно, не стоило даже упоминать о таком незначительном факте, если бы не любопытная подробность: девушка эта была баскетболисткой-чемпионкой района. Полученная двойка по физкультуре показалась ей по меньшей мере недоразумением. И мне, признаться, тоже. «Разве, - мысленно рассуждал я тогда, - успех в спорте, в баскетболе, в частности, не важнее, чем, скажем, упражнения типа утренней зарядки, которые доступны буквально каждому?» Так полагал я, да и девушка была, по-видимому, того же мнения. Ошеломленная, она явилась в учительскую: за что, мол, мне, знаменитости?..

- А ты гимнастические упражнения не сдала, - терпеливо объяснил учитель физкультуры Джемс Владимирович Ахмеди.

- Но я же баскетболистка!...

- Да, пожалуй, ты права, - вздохнул учитель. - Тебе физическая культура не нужна. Ни к чему! Ты ведь баскетболистка... И девушка сникла: что тут возразишь!... Этот происшедший уже давненько случай пришел мне на память, когда, читая постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» дошел я до строк: «Задача школы-привить учащимся необходимые знания и навыки по физической культуре, массовым видам спорта и на этой основе обеспечить всестороннее развитие и укрепление здоровья школьНИКОВ». Всестороннее развитие - значит уметь не только метко забрасывать мяч в корзину. Можно быть баскетболистом-вундеркиндом и не уметь плавать. А если придется спасать утопающего или просто случайно попасть в воду на глубокое место? Вот, скажем, обладает человек каллиграфическим почерком и вместе с тем делает в письме уйму ошибок. Назовем ли мы его грамотным? В той же московской школе я заметил на уроке двух девочек-гимнасток. Они играли в баскетбол. В этой игре, как известно, желателен высокий рост. Девочкам этого качества определенно не хватало, и мяч зачастую перелетал высоко над их головами. И все же безошибочно можно было определить: это разносторонние спортсменки. Отлично сложенные, какие-то ладные, собранные, они резко, красиво двигались по площадке. И вот одна из них в высоком прыжке перехватила-таки мяч. Передала подруге. А та уже прорвалась сквозь заслон и принесла команде два очка. Оказывается, и в баскетболе рост не самое главное. Но нужен ли обычный баскетбол гимнасткам, без пяти минут, как говорится, мастерам? В этой школе вопрос решен давно и безоговорочно: нужен. Здесь все начинается с обычного урока физкультуры. В этом корень успеха. Гимнастки-перворазрядницы, о которых я рассказал только что, были как раз из тех, кто прежде всего хорошо занимается на уроке. И приобретенную здесь культуру движения вместе с обычной ученической старательностью они перенесли в гимнастический зал. Так школа «отдает» тренерам грамотных физкультурников, любящих спорт, понимающих его значение. А потом эти спортсмены не просто «защищают честь» школы, но и завоевывают ей отличные места на всевозможных соревнованиях. Стоит ли порицать школьного учителя за такое «комплектование» своих сборных команд? Думается, нет, если он добросовестно делает свое главное дело - воспитывает культурного, здорового, разносторонне развитого человека-физкультурника, способного воспринять то умение, которое передает ему специалист-тренер. Но в спорт приходят десятки, в большой спорт - считанные единицы... А остальные? Они остаются физкультурниками. Вот «рядовая физкультурница» Оля Т. Вообще-то она считает себя волейболисткой. Но это не совсем точно. С полным правом можно назвать Олю и теннисисткой - у нее в этом виде спорта первый юношеский разряд, и пловчихой - второй взрослый. Кроме того, она прыгает в длину за четыре с половиной метра, а в высоту - на метр сорок. Да еще неплохо бегает шестьдесят метров и пятьсот... Но хватит. Дело в том, что никакой она не вундеркинд. Обыкновенная ученица. Но старательная. Она, в частности (поставим здесь восклицательный знак), ежедневно делает по утрам зарядку! Многие ли в пятнадцать лет регулярно делают утреннюю зарядку?

- А физзарядка, - утверждает Джемс Владимирович, - иной раз полезнее спортивной секции. Плюс урок... Если в классе занимаются такие, как Оля, или, скажем, баскетболистка - чемпион района, или гимнаст-перворазрядник, каждый урок физкультуры становится увлекательным. Заурядные упражнения под «раз, два, три» спортсменам-разрядникам уже ничего не прибавят. Надо вводить все новые и новые упражнения. И школьный урок становится физической культурой на самом высоком уровне. Эту школу считают хорошей и обычно хвалят. Почему? Да потому, что она занимает приличные места на разного рода соревнованиях. Сам же Джемс Владимирович объясняет эти успехи со своей обычной спокойной улыбкой:

- Выезжаем за счет общей культуры... Если человек хорошо занимается на уроке, его можно смело выставлять на районных соревнованиях. В спортивной секции он тоже будет не из последних. Зачастую слишком много требуют от школьного учителя и удивляются, что не получают ничего. В районе, городе, области его считают чуть ли не универсалом, спецом во всех видах - от акробатики до настольного тенниса. Во всяком случае, школу обязуют участвовать в десятках различных соревнований.

- А мое дело - физкультура, - говорит учитель. И разве легкое это дело - урок физической культуры? Культуры, заметьте. В школе № 47 города Краснодара меня привлек стенд с надписью: «Сто лучших в спорте». Сто! Такое число говорит о многом. Оно не могло возникнуть просто так, из ничего. Рядом другой стенд: «Кто подвел наш коллектив». Фамилий здесь немного. Но одну из них я только что видел на соседнем, «почетном» стенде. Мне показалось это ошибкой: один из лучших спортсменов школы не мог подвести... Я спросил об этом учителя физкультуры Ивана Борисовича Ватульяна.

- Этот «герой» получил двойку по истории, - ответил учитель, - и был дисквалифицирован на одно соревнование. И здесь, как видите, не балуют спортсменов, не выхаживают их, как какое-нибудь редкое заморское растеньице. Спортсменами считаются лучшие, а физкультурниками - все. Вот он, объективный показатель работы учителя: энергичные, рослые, здоровые ученики. Когда видишь их, занимающихся одновременно на добром десятке спортивных площадок школы, чувствуешь и себя приобщенным к этой маленькой «республике здоровья». На школьном дворе - целый стадион, как раз такой, какой нужен школьникам: внутри беговой дорожки вместо футбольного поля - площадки для ручного мяча, баскетбола и волейбола, столы для настольного тенниса, корты для бадминтона. В школе говорят: «Наша кафедра физического воспитания». Все это, конечно, очень интересно, но я заметил нечто еще более удивительное: на аккуратной асфальтовой площадке в углу двора выведены краской ровные белые квадраты и полукруг с надписью - «Ад». Это забытые взрослыми «классики» - спортивная площадка для самых маленьких - первоклашек... Вот с какого возраста начинают здесь заботиться о здоровье учеников. Иван Борисович работает в этой школе с самого ее основания и помнит время, когда ничего здесь не было, кроме здания и парт в классных комнатах. Все нужно было начинать с самого начала. Это и привлекло тогда энергичного учителя. Он присматривался к своим ученикам. Замечал самых инициативных. Однажды он сказал им:

- Спортивный зал в нашей школе просторный и светлый. Отличный зал. Но он один. Нужны еще. Строить взялись шефы школы -рабочие ближайшего завода. Школьники им помогали: убирали строительный мусор, красили стены... Кое-кто в те дни приобрел строительные специальности. Наверное, не помешали они тем, кто уже вышел из стен школы в большую жизнь. Говорят ведь в народе: ремесло за плечами не виснет. Для «симметрии» построили сразу два зала - в обоих крыльях школьного здания. Заодно и двор превратили в стадион - с беговой дорожкой, секторами для прыжков. Вот только для футбольного поля места оказалось маловато. Тогда-то и оборудовали вместо него две волей-больные, две баскетбольные и одну площадку для ручного мяча. И назвали ребята своего учителя физкультуры «Главным строителем». Вот так - почетно, с большой буквы.

- Кажется, я действительно мог бы сдать сейчас весь курс строительного техникума, - говорит мне Иван Борисович. Потрудились недаром. Теперь вся школа-сотни учеников - может одновременно заниматься на своих спортивных базах. Вечерами, после уроков, обычно так и бывает. Но разве школа содержит десятки платных тренеров? Или юные спортсмены предоставлены самим себе? Нет, с ними работают (именно работают) в свободное от учебы время сорок тренеров-общественников, лучших спортсменов школы.

- У меня восемьдесят рук, - сказал Иван Борисович, - а со временем будет еще больше. Ему удается волшебным образом присутствовать ежедневно на всех секциях сразу. Во всяком случае, так утверждают сами тренеры. Достаточно им чуть-чуть ошибиться, как рядом возникает маленькая фигурка учителя. Едва заметно, молча он поправляет тренера гимнастов: так страховать опасно, можно повредить себе руку. И опять исчезает. После занятий сорок тренеров сдают свои сорок журналов и уходят... готовить уроки, или на тренировку к самому Ивану Борисовичу, или в детскую спортивную школу. У них на майках начертано «Юный тренер», а мог бы быть и старинный благородный девиз: «Учусь и учу других». Даже старые, опытные педагоги относятся к своим юным коллегам с почтением. Потому что нелегкое это дело - тренировать своих товарищей, быть старшим среди равных.

- У тебя двойка, и на занятия я тебя сегодня не допускаю, - категорически говорит юный тренер своему сверстнику.

- У тебя, что ли, двоек не бывает? - запальчиво огрызается обиженный.

- У меня не бывает, - спокойно отвечает тренер. А ведь надо не иметь, пожалуй, даже троек, чтобы вот так, с достоинством ответить. Как видите, майка с надписью «Юный тренер» обязывает ко многому. Я уже писал однажды, как в одной из школ устроили вечер «Моя профессия». Пригласили инженера с соседнего завода, физика-теоретика, летчика-испытателя и учителя физкультуры из другой школы (хотя в этой был свой). Из зала задавали вопросы - самые разные:

- Где учатся на инженера-конструктора?

- Почему не бывает скоростей больших, чем скорость света?

- Какие документы нужно иметь, чтобы приняли в космонавты?.. Учителю физкультуры задали такой вопрос:

- Кем вы были, пока не стали «физкультурником»? Учитель опешил. Это был опытный, заслуженный педагог, который как-то не привык, чтобы его называли (впрочем, в данном случае, в обращении к гостю, без нотки фамильярности) «физкультурником». Но, главное, он не сразу понял, что так уж считают в школе, куда его пригласили с самы-ми благими целями: «физкультурником» (то есть учителем физкультуры) становится лишь неудачник, которому не повезло на другом поприще. Конечно, старый педагог сказал тут обычные слова о том, как почетно быть «специалистом здоровья» - то есть школьным учителем физкультуры. Ведь им все больше уступают место «специалисты по болезням» - медики, врачи. И если статистика сегодня утверждает, что не только продолжительность человеческой жизни в нашей стране увеличивается с каждым годом, но и ныне растущее поколение («Вот вы, слушающие сейчас меня») здоровее, даже ростом выше своих отцов, то заслуга в этом не одной лишь медицины, но и учителя физкультуры тоже. Буржуазные фантасты рассуждают о физическом вырождении человечества с развитием цивилизации, а человек наперекор им становится все крепче и сильнее. Да, машины все чаще и чаще заменяют человека, оставляя ему самые тонкие, мыслительные функции. Тем большую роль приобретают в нашей жизни физические упражнения, туризм, спорт. Парадоксально? Нисколько. Ведь мы хотим остаться людьми со всеми присущими нам, природой данными радостями и возможностями. Давно изобретен пароход, но человек отправляется через океан, подобно своему пращуру, на плоту. Это проверка научной гипотезы, но это и испытание физических возможностей человека. Человек опускается на морское дно не в батискафе (что само по себе требует незаурядной физической подготовки), а с аквалангом; по году он живет на дрейфующей ледовой станции; пешком забирается на высочайшие вершины Земли, хотя мог бы комфортабельно пролететь над ними в самолете. Ничто человеческое не чуждо людям двадцатого века.... Так говорил педагог с трибуны, а слушали его в зале юноши и девушки - рослые и не очень, более здоровые и менее... Но одно было ясно: они собирались стать инженерами, физиками, космонавтами. О профессии учителя физкультуры никто из них не думал. Многие даже не подозревали, что это профессия, к тому же очень и очень важная, многие ни разу не задумывались над тем, что урок физкультуры, знание этого предмета так же необходимо в жизни, как знание литературы или математики.

- А знаете, отчего это неуважение к физкультуре? - грустно сказал после вечера старый учитель. - От неуважения к физическому труду. В этом неуважении - к физическому труду, к физической культуре - есть что-то дореволюционное, почти доисторическое. «Работать физически?.. - рассуждает обыватель. - Пачкать руки?..» Не оттого ли так неохотно идут на производство некоторые выпускники школ? Как же, ведь там «пачкаются руки». На уроке физкультуры тоже приходится не только думать головой, но и «пачкать руки». Эти уроки для многих неприятно тяжелы - здесь приходится тратить мускульную энергию. Но ведь и в жизни это придется делать. Современное предприятие, скажем, изготовляющее точные приборы, не требует рабочих с пудовыми мышцами. Здесь точность важнее, чем грубая сила. Но физическая культура приучает и к точности. В гимнастике любое отклонение от идеального рисунка движения карается снижением балла, в баскетболе - это нереализованное очко. Сегодняшний энергичный, расторопный, здоровый молодой рабочий - непременно физкультурник, спортсмен. Спорт дает человеку вкус к жизни, к преодолению трудностей, в конечном счете к труду. Физкультура - почти единственный урок, на котором приходится «пачкать руки», требующий прямых затрат мускульной энергии. И тем, кому дороги эти уроки, будет по плечу любая работа. Уже вижу я скептическую улыбочку тех, кому физическое совершенство, здоровая мышечная радость кажутся чем-то низменным, далеким от духовной жизни человека. Отвечу им словами великого русского мыслителя А. И. Герцена: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к Октябрю

5. «По загранице» (1895, апрель-сентябрь)