– Когда я начала сниматься в этом фильме, я испытала редкое чувство – чувство необъяснимой естественности. Как-то раз я пришла в деревню. На меня и на мое платье, туфли, прическу поглядывали с некоторым осуждением, да и я ощущала там себя чужой, заезжей пижонкой. Но вот женщина протянула мне кружку только что надоенного парного молока. Я никогда раньше не пила парное молоко, ко сделала глоток... Да, у парного молока должен быть именно такой нежный, родной, добрый вкус. Все естественно...
В Тане Фешевой меня привлек не характер, не мировоззрение, а устройство души. Она такая, какой ее увидел писатель. Плохая ли, хорошая – не скажешь. Она просто живет, любит, страдает. Она не может иначе. И у нее не укладывается в голове, почему ее можно за это осуждать. Она искренняя, честная, не изменякпцая себе самой, простая душа. И ее надо любить или не любить такой, какая она есть...
Откуда у актера знание того, что он должен передать зрителям? Откуда у Елены Прокловой знание души официантки из провинциального городка, по тамошним меркам считающейся весьма легкомысленной? А ведь есть у нее это знание, есть некий эмоциональный опыт, который, воплотившись в роль, заставляет нас поверить в подлинность характера. Это, вероятно, самая большая загадка профессии артиста, который в какой-то миг вдруг находит в себе все, из чего состоит мир его героя... Проклова строга к себе и своим работам. Любопытно, скажем, что сама актриса оценивает позицию своей героини – учительницы Марины Максимовны – в картине «Ключ без права передачи» несколько иначе, чем, скажем, критики – фильм Динары Асановой вызвал очень широкий и доброжелательный отклик. Большинство зрителей пленилось обаянием юной учительницы литературы, восхитилось тем, что она не «проходит» с ребятами русскую словесность, а прививает им истинную любовь к книге, водит десятиклассников слушать настоящие стихи, воспитывает в них необычайно высокие нравственные принципы.
– ...А я чуть побаиваюсь этого максимализма Марины Максимовны. Как-то смущает меня то, что она, так сказать, приручает неокрепших, незакаленных еще юношей и девушек, заставляя их пренебрегать простыми радостями, свойственными их возрасту. Учит ценить только высокое и нетленное. В конечном счете школа должна подготовить человека к той жизни, которая начнется за Школьным порогом. А здесь им создаются тепличные духовные условия, ребятам (и исполнителям их ролей, тоже школьникам) будет, наверное, трудно потом. Мне ближе точка зрения директора школы, которого прекрасно сыграл Алексей Петренко. Он учит и крепко стоять на ногах и уважать, по крайней мере не презирать тех, кто не читал Бодлера или Цветаеву.
' Елена Проклова много работает и работает интересно. Но утверждает, что ни одна роль не исчерпала ее целиком. Странно, не правда ли?
– Мне кажется, что этого и не должно быть. Если какая-то роль исчерпала душевные ресурсы исполнителя, значит, он не актер, а в лучшем случае удачно найденный режиссером типаж.
Актер – это общеизвестно – выразитель замыслов, идей, представлений и драматурга, и режиссера, и даже оператора. Он, как принято выражаться, полпред всего съемочного коллектива. И в этом качестве Елене Прокловой доводится выступать довольно часто. Недавно актриса побывала у молодых .строителей Саяно-Шушенской ГЭС,- в августе в составе нашей делегации принимала участие в фестивале дружбы советской и финской молодежи. Елене Прокловой приходится общаться с самой различной аудиторией и прежде всего, разумеется, с кинозрителями. Все это так, конечно. Но слушая ее долгий и откровенный рассказ о своей актерской судьбе, вспоминая сыгранные ею роли, я все-таки пытался, понять: от чьего же лица ведет эта актриса диалог с многомиллионной киноаудиторией? Мне кажется, от первого. От своего собственного лица.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.