От ножа до вилки

Б Алексеев| опубликовано в номере №722, июнь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

За обеденным столом, в рюкзаке туриста, в дорожном несессере нож, ложка и вилка всегда сопутствуют друг другу, как будто они так и появились на свет сразу. В действительности же нужны были тысячелетия, чтобы этот своеобразный триумвират вошел в быт людей.

Родословная ножа восходит к временам доисторическим, он «потомок» тех кремневых ножей, которые археологи находят на стоянках человека каменного века.

Ложка появилась позже; она повторила в дереве, а затем в металле естественную форму человеческой ладони, сложенной в пригоршню.

Ближайшие ее родственники - чашка и ковшик.

Нож и ложка существовали сначала без вилки и как принадлежности обеденного стола долгое время были дефицитными. В старину, отправляясь даже на королевский обед, не следовало забывать захватить с собой нож и ложку.

Вилки стали входить в употребление всего каких - нибудь триста лет назад. Сперва они были двузубыми, очень похожими на камертон. В начале XVII века один английский путешественник, возвратившись из Италии, сообщил своим соотечественникам, что там пользуются вилками, и счел это обычаем, «которого нет в других христианских странах». Не имея навыка, путешественник поначалу довольно неудачно демонстрировал привезенную им из Италии вилку...

Сервировка европейского стола стала приближаться к современной лишь в XVII веке. Но вилок, как, впрочем, ножей и ложек, на стол подавалось все еще недостаточно. Угощая прибывшего на Русь посла, пишет В. О. Ключевский, пристав «только для него клал нож, вилку и ложку; свита должна была обойтись без этого».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены