Основы нашего обучения

Л Брагинский| опубликовано в номере №15, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дальше тренировка идет различно, в зависимости от того, чему ученик обучается: для ковки - одна программа, для рубки - другая, для клепки - третья.

Опиловка - одна из самых трудных ручных слесарных операций. Трудность опиловки заключается не в сложности движения, а в трудности согласования движений правой и левой рук. Надо дать строго прямолинейное движение напильником, при этом давить руками на пилу, с тем, чтобы она резала металл, снимала стружку, но совершенно равномерным слоем, давая плоскость.

В обыденной, будничной жизни у нас не встречается таких движений, и мы лишь с трудом к ним приучаемся.

Надо тренировать эти движения так, чтобы постепенно приучаться к этому согласованию усилий обоих рук.

Вместо напильника даем ученику длинную обстроганную палку с рукояткой напильника на одном конце, и заставляем его двигать этой планкой по двум поперечным, которые дают опору для «напильника». Постепенно опора для «напильника» суживается и работа уточняется. Наконец, опора дается шириной в 1 дюйм и ученик должен научиться и при этом не давать завалов (они отмечаются особыми планочками сзади аппарата, в которые ученик не должен попадать своим «напильником»).

После этого переходим на настоящий драчевый напильник, на опиловку дерева вдоль волокон, начиная с 6 - ти - дюймового куска дерева, потом уменьшая до полутора - дюймовой и дюймовой ширины, а потом переходим к опиловке железа, сначала узкого куска, потом широкого. Обработка плоскости, затем личным напильником точная обработка плоскости, потом точная обработка прямого угла, потом точная обработка толщины пластинки и т. д.

Все это обучение занимает в общей сложности около семидесяти часов.

По такой же программе разработаны целый ряд других операций: ковка, клепка, притирка цилиндрических поверхностей, шабровка плоских и полукруглых поверхностей, сверловка вручную, нарезка болтов и гаек и т. п., при чем все ударные операции опираются на предварительную ударную нажимную; поэтому время, занимаемое ими, чрезвычайно невелико. В течение трех месяцев удается дать владение всеми ручными слесарными операциями, доводя их до той же точности исполнения, как у рядовых слесарей, 5, 7 разряда. Конечно, это еще не совсем слесаря, у них нет стажа изготовления вещей, они знакомы только с операциями. Однако, основы заложены достаточно крепко, настолько крепко, что ряд фабзавучей, ведущих первые месяцы обучения по этому методу, начинают говорить о сведении срока школы ФЗУ с 4 - х до 3 - х лет, т. - е. до одного года в учебной мастерской.

VI

ВМЕСТЕ С ПРОГРАММОЙ продумана и вся обстановка обучения. При этом преследуются две цели: с одной стороны, обставить обучение гак, чтобы оно происходило в возможно более благоприятных условиях, с другой - и это самое важное - приучить ученика к определенной режимной организации своей работы («рабочая выдержка»)...

Каждодневные занятия гимнастикой до работы, особый подбор упражнений, имеющий целью дать заряд для работы и после работы упражнения, имеющие целью разогнать усталость онемевших не работавших частей тела, исправить профессиональную вредность работы и др.; частая смена труда и отдыха, при чем труд у рабочего места, а отдых на специальных табуретах на определенном расстоянии от верстака, запрещение курить во время работы - все это приучает к ровной, выдержанной работе, работе без «запоев» и «срывов», создает у ученика определенное умение пользоваться техникой работоспособности. Правильная организация рабочего места, высота верстака, правильное расположение инструмента и приспособлений на верстаке, регулярная чистка своего верстака до работы и после работы дает понимание техники производительности.

Наконец, массовая работа под команду, когда движения заданы четко и точно, когда справа и слева соседи делают то же самое движение в тот же темп, и ученик, если изменяет темп, задержит этим всю свою группу, испортит коллективную работу – воспитывает дисциплину.

ВОТ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ и методы профессионального образования, выдвинутые ЦИТ'ом и принятые недавно на конференции по профобразованию.

Основная линия здесь ясна. Остается только разработать отдельные поправки к ней. Тут необходимо, помимо исследований, которые производятся на курсах ЦИТ'ом, самое широкое участие и заинтересованность инструкторов школ ФЗУ, работающих по программе ЦИТ'а.

Всю инициативу, проявляемую на местах, приходится только приветствовать, и чем ее будет больше, тем совершеннее будут методы и программы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены