Основы нашего обучения

Л Брагинский| опубликовано в номере №15, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

И, наконец, третье, весьма существенное условие. Надо создавать метод так, чтобы трудовые навыки, приобретенные на одной какой - нибудь работе, облегчали бы обучение другим работам, похожим на эту. Например, работе рубщика по своим движениям похожа на работу кузнеца и клепальщика: все они должны ударять, давать меткость и силу удара.

Центральный Институт Труда (ЦИТ) с самого начала своей работы заметил, что огромное большинство ручных обработочных операций можно разделить на две группы: ударную и нажимную.

Первая группа включает в себя все операции, когда приходится ударять, давая большую меткость и сравнительно большую силу удара; типичной операцией ударной группы является рубка зубилом. Нажимная группа - это такая, где обработка происходит не ударами, а непрерывным нажимом, например: опиловка металла напильником.

Если это учесть, то легко сначала обучить всем элементам, которые общи всем ударным операциям и всем нажимным; потом только давать специальную тренировку отдельных видов удара - ковки, рубки и т. д.

Те же самые ударные и нажимные движения имеются и в столярном деле: резка стамеской, долотом, топором - это ударные операции; стружка, резка всякими пилами - нажимные. Если тренировку удара по металлу сблизить так или иначе с ударом по дереву, а нажим по металлу - с нажимом по дереву, или работу металлообрабатывающих станков с работой соответствующих станков по дереву - мы этим окончательно закрепим в психологии ученика производственную, а не потребительскую точку зрения: ученик увидит за изделием приемы, а не то, на что изделие использовать: разные вещи из разного материала - дерево, медь, сталь - с разным потребительским назначением - обрабатываются одной и той же группой приемов; сходные вещи могут оказаться разными по приемам, которыми они сделаны, и ученик научится в них видеть разные вещи. Словом, ученик приучается оценивать те движения, которые надо произвести, тот инструмент, который надо взять, то рабочее место, за которое надо встать, чтобы вещь сделать, а не ту ценность, которую вещь имеет.

При такой точке зрения становится неважным то, что теперь считается важным: красивая» аккуратная» отделка вещи, фигурная шабровка, покрытие лаком - все то, что характеризует кустарей; зато на первый план выступает точность и скорость обработки - то, что характеризует современное точное машиностроение.

IV

ТАК ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ первые дни и месяцы обучения. Это самое важное время в обучении: как ученик подошел к верстаку в эти дни, так он будет подходить и в течение всей своей жизни и если подошел неправильно, то «горбатого могила исправит». Если ученик получил правильную установку в первые месяцы обучения и после этого бросил школу, - он выбьется на дорогу и сам; если преподаватели испортили ему эти первые дни, - только с огромным трудом ему удастся кой в чем поправить себя.

Дальнейшее обучение должно подкреплять и развивать ту тренировку, которая была дана в первые месяцы.

Если для этих первых месяцев нами выставлено требование - делать не вещи, а тренироваться в отдельных деталях и операциях, - то и в дальнейшем надо подойти к вещи постепенно: сначала соединять отдельные операции в группы по 2, 3, 5 и т. д., хотя бы этих операций было недостаточно, чтобы дать не только вещь, но даже деталь. Постепенно расширяя, переходим к детали, и затем, - к изготовлению целой вещи. Но и все это время должно происходить «разложение работы на операции: « сначала ученик вместе с заданием должен получить и точный чертеж и карточку, на которой был бы написан перечень тех операций, которые надо сделать, чтобы задания выполнить, с отдельным описанием каждой операции, с указанием инструмента и приспособлений. Затем, по мере того, как работа становится сложнее, ученик начинает сам понемногу составлять эту карточку: сначала намечает сам только основные операции, а инструктор располагает их в необходимом порядке. В конце, примерно второго года обучения, перед тем, как идти в производство, ученик уже сам составляет эту карточку, при чем в ней уже отмечается и время, потребное для каждой отдельной операции, и сам чертит свой рабочий чертеж. Таким образом, и здесь вся тренировка пронизана строго производственным принципом, строго разделена на операции. Если в первый период ученик только получил привычку к разделению работы, к тому, чтобы видеть в работе работу, а не цель использования, то здесь он уже на самом деле, самостоятельно, каждый шаг в изготовлении вещи связывает с движением, которое надо произвести, и с инструментом, которым надо работать. Вот основные программные требования, которые надо предъявить к современному производственному обучению.

V

КАК ЖЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ эти требования на - практике?

Вот описание нескольких отдельных программ, данных ЦИТ'ом.

Обучение ударных операций начинается обще - ударной тренировкой, которая делается так:

Начинаем с трудовой гимнастики, т. - е. специальных упражнений, заключающих в себе движения, совершаемые при рубке, но не с молотком, а с гимнастическими аппаратами (рис. 1). Эта гимнастика, более легкая, чем упражнения с молотком. В руке зажата палка, и ученик, при совершенно спокойной руке, работает только кистью, отгибая ее вниз и вверх. Этим развивается кисть, которая в ударном движении играет огромную роль. Потом производятся с той же булавой тренировка предплечья (локтевой удар), потом всей рукой (плечевой удар).

Этим заканчивается трудовая гимнастика.

Затем переходим к упражнениям с молотком. Повторяем все упражнения трудовой гимнастики, но на особом аппарате, где имеется опора для руки, и деревянная наковаленка для удара (рис. 2).

При этой тренировке обращается очень большое внимание на правильную установку ног и корпуса:

под ноги дается специальная подставка, где нарисованы положение ног при правильной установке (рис. 4).

Затем на тех же аппаратах, теми же движениями тренируются последовательно темп удара, меткость и сила.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены