Основы нашего обучения

Л Брагинский| опубликовано в номере №15, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

I

КАМПАНИЯ ЗА повышение производительности труда поднята сейчас всеми руководящими органами СССР. Дело не просто в том, чтобы сейчас, на ближайшие месяцы, поднять производительность: смысл всей кампании в том, что необходим такой режим на заводе, который бы обусловливал непрерывный рост производства. А раз так, то одним из самых важных вопросов этого режима становится вопрос воспитания рабочего состава предприятия.

В самом деле, дать высокую производительность, это значит - дать работу точную и скорую.

Скорость работы и, в значительной степени, точность, добивается только правильными, наиболее экономными приемами работы и хорошей организацией ее. Но чтобы овладеть и правильными приемами, и организацией - необходим особо воспитанный рабочий, так как старый рабочий, как бы он ни желал этого, все же не сумеет их усвоить как следует на все 100%. Слишком много значит старый горб, а на старости лет трудно переучиваться.

К тому же, нам нужен не только рабочий, который бы точно и быстро работал, но который сумел бы свою работу утончать и ускорять. Таким образом, рабочий нашего советского производства должен быть особо воспитанным: постоянно Настороженный и полуавтоматически действующий.

У него непрерывное волевое напряжение в работе, особое упорство - «нужно сделать лучше и я сумею еще лучше сделать» - вот как должен думать и делать такой рабочий, какой нам нужен теперь. И если бы нам такого рабочего удалось создать - мы бы создали невиданное в мире производство, имеющее в себе все задатки дальнейшего бесконечного развития.

Итак, вопрос о подготовке рабочих становится не только основным, но и чрезвычайно ответственным: мало просто принять старые способы обучения, так как они совершенно не учитывали этой организационной стороны дела.

II

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, остановимся на обучении на самом заводе, в цехе, которое часто практикуется до сих пор. Пустить ученика на завод учиться, это значит - ставить его под обстрел всех тех, кто ему будет мешать и не давать ни одного достаточно умелого помощника в трудном деле обучения. До сих пор на заводе длится еще царство «секретов», когда отдельные рабочие знают отдельные технические «секреты», один - правильную заточку резцов, другой - особые способы калки и т. д., и ни за какое вознаграждение не выдает этих «секретов» своим ученикам. Недаром в свое время в «Правде» появилось предложение разрешить рабочим на предприятиях бесплатно обучать своих детей, приставить ученика к своему отцу или родственнику по той причине, что старые, квалифицированные рабочие не передают своих «секретов» ученикам.

А этим «секретам», в сущности, грош цена: огромное количество из них давно известно в книгах, и ученик при правильном обучении может ими овладеть легко. Дальше - при всем желании дать ученику добросовестно все уменье, рабочий на заводе этого сделать не может: ему необходимо работать; к тому же он далеко не всегда, вернее, очень редко, обладает достаточными педагогическими способностями.

Да и сам ученик, поставленный непосредственно к станку, оглушенный шумом, завороженный огромным количеством станков, рабочих, бегущих трансмиссий, не может сосредоточиться и получить достаточно быструю тренировку. В результате - ученик превращается в подручного, подает инструмент и делает другие подобные работы, не имеющие прямого отношения к тому, что он изучает. И, наконец, самое основное - где же, у какого рабочего в цеху - в современном, нашем советском цеху - можно научиться правильным приемам, можно научиться продумывать свою работу и постоянно ее улучшать. Где научиться дисциплине, когда больше 3/4 времени ученика уходит на «ротозейство», которое, в сущности, является его обязанностью в цехе:

- Ванька, приглядывайся...

Обучение в школе много лучше: там можно создать определенный организационный режим, там можно дать ученику такую работу, которая требуется для его обучения, а не для производительности цеха, там можно сосредоточить специальных инструкторов и т. д.

III

ВОТ ТРИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ, на которые должны опираться всякие новые методы обучения: 1) Пора окончательно покончить с тем, чтобы ученику давать с самого начала его обучения исполнять какие - нибудь цельные вещи, или хотя бы даже часть работы над целой вещью. Прежде всего, натуральная работа всегда достаточно сложна и трудна для необученного ученика, как бы она ни была проста. Дальше: увлекаясь изготовлением самой вещи, ученик теряет из виду цель обучения; вместо того, чтобы постоянно получать твердый рабочий навык, ученик стремится сделать вещь поскорее, потому что ему хочется показать скорее другим изготовленную «им самим» вещь он стремится дать ее покрасивее, чтобы на первый взгляд она производила впечатление, и из - за этой «аккуратности» работы теряет точность ее. Это только удлиняет срок обучения - такой способ обучения не воспитывает в ученике выдержки в работе. Наоборот, калечит тех, кто уже обладает некоторыми зачатками этой выдержки. Ребята изучают не то, как производится вещь, какими операциями и движениями, а то, для чего она предназначается, для чего ее будут использовать.

А надо строить обучение так, чтобы ученик приходил; к сложным группам обработок от простых, к вещи - от ее деталей. Тогда он научится видеть, вернее, чувствовать, всеми своими мышцами, которыми он работает, в каждой операции - ее отдельные части, в каждой вещи - ее операции. Только тогда он легко может поставить себе вопросы, как утончить и ускорить отдельные приемы, как заменить одни приемы другими, как создать специальные приспособления для улучшения приемов работы; словом, ученик получает необходимые данные для того, чтобы стать изобретателем в своей работе. Потому что ясно видеть свою работу, шаг за шагом - это значит: ясно понимать, что делаешь; а ясно понимать - это значит: иметь возможность улучшать.

2) Новые методы обучения должны учесть те правильные приемы работы, хватки инструмента, стойки и т. д., которые имеются в данное время. Это создаст привычку к этим приемам. Какое большое значение имеют правильные способы работы, показывает пример школы одного из американских заводов.

Вот что они пишут:

«В нашем огромном отделении было занято 2.000 девушек. Две комиссии выдающихся инженеров, обследовавших производственные возможности отделения, пришли к заключению, что наибольший возможный выход отделения - 15.000 готовых трубок в день при двух сменах. Путем основательной тренировки работниц мы достигли среднего выхода в 38.000 трубок в день при одной смене».

Вместе с повышением производительности, правильные приемы важны в школе и потому, что ученик научается обращать на них внимание и задумывается о дальнейшем улучшении. Такой ученик – настоящий пионер в предприятии, где он будет работать в качестве рабочего.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены