Ошибка профессора

Валерий Осипов| опубликовано в номере №1309, декабрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Обязательно! Собственно говоря, именно для того-то мы здесь и сидим и. вызывая нарекания старых друзей, пишем против них свои книги, чтобы непременно поехать когда-нибудь в будущую Россию.

– И возьмем с собой все свои куклы?

– Конечно, возьмем... Но позвольте, милые дамы, вы, кажется, слишком увлеклись политикой. Какой урок вам был задан?

– Сказка о царе Салтане.

– Во-первых, не Салтане, а Салтане. А во-вторых, что мы с вами сегодня только о царях и толкуем?

– Папочка, не сердись. Хочешь, я тебе расскажу сказку о попе и его работнике Балде? Будешь слушать?

– С огромным удовольствием. Эта правдивая и поучительная история всегда вызывала у меня массу положительных ассоциаций. Здесь, кажется, впервые в русской литературе упоминается о наемном труде. И кроме того, дан замечательно верный образец классового поведения господина Балды – с первого щелчка прыгнул поп до потолка, а? Просто великолепно!

Неожиданно возникло предложение преподавать русский язык и литературу в частной школе в Кларане. Одновременно появилась возможность там же вести занятия с детьми богатого русского промышленника.

Розалия Марковна решительно восстала против этого.

– Ты не имеешь права отрывать себя от теоретической работы, – заявила она. – Для чего же тогда ушла из движения я? Для чего мы уехали из России? Для того, чтобы учить грамоте отпрысков какого-то паршивого фабриканта?

– А что будут есть наши дети? – мрачно спросил Плеханов. – Бульон из моих черновиков?

– Я возьму дополнительное дежурство в больнице, – твердо сказала Розалия Марковна, – а ты должен только писать. В этом твой долг перед революцией. И, если хочешь, мой тоже... Тысячи людей в России ждут от тебя твоих книг, твоего слова о новых путях нашего движения. И ты не имеешь никакого права не оправдать их ожиданий!

– Роза, мой дорогой и единственный человек, – волнуясь, тихо сказал Жорж, – я вечно буду благодарить небо за ту минуту, когда оно подарило мне тебя... Нет таких слов, которыми можно было бы выразить мои чувства... Я преклоняюсь перед твоим великим сердцем... Но я должен взять эти уроки, они мне необходимы для равновесия души, для той же теоретической работы, наконец! Книги пойдут с перекосом, с браком, если я буду угрызаться мыслями о том, что у наших детей нет молока!

Розалия Марковна настаивала, убеждала, опровергала все доводы в пользу уроков, но Георгий Валентинович был неумолим. Густые его брови «кустились» хмуро и грозно, в глазах загорелись «иголки» бесповоротно принятого решения. И Розалия Марковна поняла: спорить бессмысленно.

2

Теперь все было хорошо. Постоянный заработок внес успокоение в семейную обстановку, сгладил острые углы и (как он и предвидел) упорядочил прежде всего его собственные теоретические занятия. И это было самое главное.

Наладившийся наконец быт как бы прибавил Георгию Валентиновичу новые силы – время, уходившее на уроки в Кларане, сторицей окупалось страницами новых рукописей, хотя работать приходилось в основном по ночам. Писалось легко и быстро, голова была свободна от вязких мыслей о денежных неурядицах, впервые за много лет он получил возможность спокойно, регулярно и систематически заниматься научной работой. Идеал бытия – революция, наука, семья, уравновешенное и надежное демократическое европейское жизнеустройство, – робко намеченный когда-то в Петербурге, во вздернутой уздой бесправия, насилия и произвола России, казалось, был близок к осуществлению.

Но ему самому, привыкшему к постоянным изменениям своей жизни, эта внезапно наступившая стабильность казалась чем-то неправдоподобным.

Череда состояний, смена положений, чехарда ситуаций – весь сложный комплекс бесконечных превращений действительности – были для него «азбукой» понимания всех событий, происходящих в мире и в его собственной судьбе.

Постоянство изменений стало основой основ его мироощущения, в котором (по закону всеобщей связи и взаимообусловленности явлений) и все личные элементы не выходили из зоны притяжения этого незыблемого принципа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены