Рассказ
11 декабря 1981 года исполняется сто двадцать пять лет со дня рождения Г. В. Плеханова.
Пионером марксистской мысли в России назвал Плеханова на юбилейной сессии Академии наук СССР 7 октября 1975 года Леонид Ильич Брежнев.
В предлагаемом вниманию читателей рассказе «Ошибка профессора» речь идет о событиях жизни Плеханова в конце восьмидесятых – начале девяностых голов прошлого века.
Уже несколько лет жил Георгий Валентинович Плеханов в эмиграции, в Швейцарии. За эти годы было сделано главное – произошел разрыв с народниками, была создана первая русская марксистская группа «Освобождение труда», написаны первые русские марксистские книги «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия».
В эмиграции у Плеханова родились две дочери – Лида и Женя. Жена Плеханова, Розалия Марковна, воспитывая детей, не оставляла мысли завершить свое медицинское образование, прерванное отъездом из Петербурга. Она пробовала сначала учиться в Берлинском университете, потом поступила в Женевский. Заветной ее мечтой было получить диплом доктора, найти врачебную практику и освободить наконец мужа от уроков, которые он давал для заработка. Розалии Марковне хотелось, чтобы Плеханов целиком принадлежал только революции, и она не щадила себя, в буквальном смысле этого слова, разрываясь между хозяйскими заботами, детьми, работой в больнице и занятиями в университете.
Георгий Валентинович, как мог, помогал жене. Каждый день он ходил гулять с Лидой и Женей. Прогулка всегда длилась ровно час. Одной из главных обязанностей отца в эти ежедневные шестьдесят минут были занятия с дочерьми русским языком. Вокруг все говорили по-французски, но в доме Плехановых был принят только русский.
Они выходили на берег Женевского озера. Георгий Валентинович усаживал Лиду и Женю рядом с собой на скамейку и начинал рассказывать сказку.
– В некотором царстве, в некотором буржуазном государстве, а точнее сказать, в конституционной монархии, жил-был царь...
– Папочка, а что такое царь? – спрашивала младшая. Женя.
– Ох, уж это мне швейцарское республиканское воспитание! – смеялся отец. – Ну, не царь, а король...
– Английский король? – очень серьезно спрашивала старшая. Лида.
– Пожалуй, что и английский, – соглашался рассказчик. – Так вот, однажды в этой конституционной монархии что-то очень уж плохо стали жить люди. Вот собрались они вместе и говорят: братцы, а что же это мы с вами так плохо живем? Не убить ли нам нашего царя-короля...
– А у царя были детки? – спросила маленькая Женя.
– Ха-ха-ха! – засмеялся счастливый отец. – Молодец. Женька! Сразу видно марксистское происхождение и европейский жизненный опыт!.. В том-то и дело, что у царя полным-полно было деток! И как только его убили, они сразу же сели на его место, и ничего не изменилось: люди по-прежнему жили очень плохо...
– Все равно царь нехороший. – нахмурилась Лида, – он мучает лошадок... Правда, папа?
– Вообще-то говоря, хороших царей не бывает. И мучают они не только лошадок... Но из этого вовсе не следует, что лучшая форма борьбы с царем – убить его. Это, знаете ли, милые дамы, только у нас в России некоторые торопливые и романтично настроенные господа могли позволить себе роскошь так думать.
– Папочка, а Россия большая?
– Очень большая. Настолько большая, что иногда ее невозможно даже понять умом, как сказал один очень хороший русский поэт... Тот же самый поэт писал, что в Россию можно только верить... Но в какую Россию, милостивые государи и милостивые государыни, вы прикажете нам верить? В Россию прошлого? В Россию идеализированной сельской общины с ее кондовой патриархальной самобытностью? Нет, милостивые государи и милостивые государыни, в эту, выдуманную вашим воспаленно-субъективным мозгом, самобытную Россию мы верить не будем. Мы верим только в Россию будущего, в пролетарскую Россию, в Россию победившего рабочего класса!
– Папочка, а мы поедем когда-нибудь туда?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.