С момента изобретения огнестрельного оружия конструкторы всего мира стремились увеличить скорострельность ружья. Первые старинные ружья заряжалась через выходное отверстие дула. Туда насыпался порох, затем палочкой - шомполом - крепко загонялся пыж, потом вставлялась пуля и снова - пыж. Долгая процедура!
Когда был изобретен патрон со вставленной в него пулей, ускорился процесс заряжания. Сложная техника выстрела при помощи тлеющего фитиля или искры, высекаемой кремнем, тоже упростилась: выстрел качал производиться одним нажимом па спусковой крючок. Скорострельность ружья сразу увеличилась в несколько раз.
Потом ружья стали винтовками. Потом был изобретен «магазин» - коробочка с запасными патронами при винтовке. На вооружении армий появились магазинные винтовки.
Но со временем стрельба из магазинной винтовки тоже перестала удовлетворять армию. «Стрелять еще скорее!» - требовали военачальники. Изобретатели придумали пулемет. Но пулеметом нельзя вооружить каждого бойца. Что же, рядовому бойцу так и оставаться с винтовкой, дающей 10 - 12 прицельных выстрелов в минуту?
Нет! Еще в первую мировую войну были применены самозаряжающиеся винтовки. Такие винтовки делали в минуту вдвое больше выстрелов, чем обычные. С тех пор во всех странах конструкторы работают над созданием наилучших самозаряжающихся, или, как их называют, самозарядных, винтовок. У нас в армии их чаще называют полуавтоматами, потому что в них вся подготовительная к выстрелу работа производится автоматически, без всякого участия стрелка.
Как же можно заставить винтовку автоматически выбросить пустой патрон, зарядиться новым и взвести курок?
Огромная мощность выстрела объясняется сверхбурным образованием пороховых газов. Температура этих газов достигает 3 тысяч градусов - вдвое больше температуры, при которой плавятся сталь. Кроме того, давление пороховых газов в стволе винтовки достигает почта 3 тысяч атмосфер. Это значит, что на каждый квадратный сантиметр внутренней поверхности канала давят груз трехтонного грузовика. Три тонны на каждый квадратный сантиметр! Таких давлений в современных машинах не бывает!
Но даже тогда, когда пуля уже вылетела из винтовки, давление газов в стволе все еще остается около 450 атмосфер. A 450 атмосфер - это в несколько раз больше, чем давление газов в цилиндре самого мощного двигателя внутреннего сгорания.
Нельзя ли как-нибудь использовать такое огромное давление? Ведь это энергия, которая через какую-нибудь ничтожную долю секунды совершенно бесполезно исчезает. Почему бы не заставить ее работать, например, перезаряжать винтовку?! Так и решили сделать наши конструкторы.
И вот, недалеко от выходного конца ствола, в его стенке, просверливается небольшое отверстие. Когда пуля под давлением быстро расширяющихся газов приобретает уже почти наибольшую скорость, она проходит мимо этого отверстия и открывает выход газам из ствола вверх. Газы бросаются туда и попадают в устроенную снаружи ствола, против отверстия, маленькую коробочку - газовую камору.
Ворвавшись в газовую камору, газы ищут выхода из нее. Выход есть - в коротенькую трубочку, идущую назад. Эта трубочка называется газовым патрубком. Газы устремляются в патрубок, но тот оказывается закрытым. На его выходной коней плотно надет маленький стаканчик -
цилиндр. Однако цилиндр этот не закреплен неподвижно. Спиральная пружина, надетая на стержень цилиндра, - шток - только прижимает дно цилиндра к отверстию патрубка.
Газы ударяют в дно цилиндра и оказываются сильнее пружины. Они отталкивают цилиндр назад и вырываются наружу. Зачем все это делается?
Пороховые газы трудились недаром. Отброшенный имя назад шток цилиндра оказался прикрепленным другим концом к затвору. Поэтому, откинув цилиндр, газы одновременно подали назад и затвор. А это как раз и нужно для перезарядки винтовки. Вот как конструкторы остроумно заставили пороховые газы делать то, что должна была делать рука бойца, причем гораздо скорее, чем это мог бы сделать человек.
Отъезжая назад, затвор выдергивает из патронника стреляную гильзу и выбрасывает ее вон.
На освободившееся место пружина магазина сейчас же подает новый патрон.
Затвор отъезжает назад до упора, но пружина тотчас же возвращает его обратно, толкая вперед. При этом затвор становится в боевое положение: сжимается пружина курка для удара по стержню ударника.
По дороге затвор захватывает поданный магазином наверх новый патрон, вгоняет его в патронник и запирает там.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.