Они едут в Варшаву

  • В закладки
  • Вставить в блог

Жизнерадостное искусство

В. Смирнов

Ансамбль песни и пляски Каунасского политехнического института - сравнительно молодой самодеятельный коллектив. Но известен он далеко за пределами Литовской республики. С неизменным успехом ансамбль выступал в Москве, Ленинграде, Минске и во многих городах Прибалтики. Но есть один маленький, городок в Литве, где студентов Каунаса встречают с особым радушием. Это районный центр Вильния, над которым шефствует институт.

Вильния раскинулась уступами на крутом берегу Немана. Впечатление такое, будто городок сполз с крутой горы и застыл, подобно лаве, у самой воды. На фоне зелени резко выделяются белостенные, крытые розовой черепицей дома. Человек, видевший Вильнию пятнадцать лет назад, с трудом узнает ее сейчас. Только темнеющая на вершине холма острая крыша деревенского костела напоминает о недавнем прошлом селения, в котором хозяйничали ксендз да кулак.

Нынешнее лето не балует жителей постоянством: того и гляди, холодный балтийский ветер пригонит с моря темные тучи и хлынет дождь. Но когда в Вильнию приезжает молодежный ансамбль, жители не обращают внимания на погоду. Со всех концов городка они тянутся к открытой площадке, где на импровизированной сцене готовятся к выступлению участники самодеятельности. Еще издали многие узнают среди студентов знакомых: ведь большинство из них помогало строить здесь электростанцию, тянуть электропровода, ставить радиоточки. Сегодня студенты привезли в Вильнию музыку и танцы.

Под звуки канклес, похожих на гусли, на сцену выходят юноши и девушки в национальных костюмах. Волосы девушек украшены венчиками из разноцветных шелковых лент, переплетенных серебряными нитями.

Танцуют четыре пары. Внезапно к ним подходит новый танцор, одетый богаче и ярче других, подпоясанный широким шелковым поясом. У него лисьи, вкрадчивые движения. Так начинается народный шуточный «Танец вдовца». Он сменяется стремительным «Джинунасом» («Рысаком»), исполняемым тремя парами юношей. Но наибольший восторг зрителей вызывает веселый звучный «Клумпаконс» - «Танец деревянных башмаков». Его танцуют в деревянных «клумпах», которые когда - то были основной крестьянской обувью в Литве.

Танцоров сменяет капелла народных инструментов. Звучит народная мелодия «Чегуте» («Кукушка»). Ее исполняют на старинных духовых инструментах «судучай».

... В самодеятельном студенческом коллективе много подлинных энтузиастов. Один из них, руководитель танцевальной группы Ричардас Тамутис, считается ветераном ансамбля. Он хорошо помнит, как создавался этот коллектив. Тамутис несколько лет назад пришел впервые на вечернее занятие маленького кружка любителей народного искусства. В те дни комсомольцы института только начали вовлекать в кружок студентов, особенно первокурсников, а спустя два года в Москве уже выступал ансамбль, насчитывающий почти двести участников. На всесоюзном смотре коллективов художественной самодеятельности в 1951 году студенты получили первую премию.

Благодаря инициативе молодых исполнителей, их творческим поискам были возрождены многие жанры народного искусства, забытые во время господства буржуазии в Литве. Сейчас репертуар ансамбля насчитывает десятки народных танцев и хороводов, стремительных и лирически нежных, бытовых и юмористических... Каждое лето участники ансамбля отправляются в турне по селам Литвы. Поездки обогащают танцевальную группу новыми номерами.

Ричардас Тамутис помнит, как в первые дни существования танцевальной группы к нему подошел студент гидротехнического факультета Мечисловас Светикас и заявил, что он не прочь бы участвовать в коллективе самодеятельности, только пусть его «подучат». Через два года упорной работы Светикас стал лучшим солистом труппы.

Второкурсник - механик Альгирдас Варявичус вырос в семье профессионального музыканта - тромбониста. Родители хотели, чтобы сын шел по стопам отца. Альгирдас до поступления в институт три года учился в музыкальной школе. И только после того, как он побывал на нескольких выступлениях самодеятельного институтского ансамбля, он решил сменить кларнет на «бирбине» - деревянный народный духовой инструмент. Теперь он виртуозно исполняет на нем самые сложные мелодии.

Сегодня у Альгирдаса, Мечисловаса и особенно у Ричардаса немало забот. Танцевальная группа ансамбля вместе с капеллой народных инструментов готовит программу для выступления на пятом Всемирном фестивале. С эстрад Варшавы студенческий ансамбль покажет представителям всех стран мира национальные литовские танцы.

г. Каунас.

У станка и на сцене

Ю. Попков

- Выступает молодежный танцевальный ансамбль трудовых резервов города Свердловска! - объявил на венгерском языке ведущий.

На импровизированную эстраду, сооруженную прямо в цехе завода, выплыли девушки в красочных русских сарафанах. Хоровод то плавно тянулся, напоминая разноцветную ленту» то сплетался подобно пестрому венку. И вдруг на сцену вылетели юноши, ловко разбив на пары девичий хоровод. Спокойный, замирающий ритм танца сменился быстрым и напряженным.

Под сводами здания, нарастая, загремели аплодисменты. Свердловчан окружили, тепло поздравляли. И вдруг в этом хоре радостных восклицаний прозвучал чей - то голос, полный ноток сомнения:

- Я не верю, что это рабочие... Это артисты!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены