Олимпийские скорости

Олег Спасский| опубликовано в номере №1174, апрель 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Внимательны и сосредоточенны тренеры Елена Чайковская и Станислав Жук. Они не делают замечаний. Все давно подготовлено, отрепетировано, отработано.

В тишине (музыки пока нет, она зазвучала лишь в конце тренировки) слышно, как стрекочут камеры тренеров из других стран. Они пришли посмотреть тренировку возможных призеров Олимпиады: советская школа фигурного катания – признанный университет, программа которого изучается и за морями-океанами. Выступление Ирины Родниной и Александра Зайцева, в частности, – лекция, на которую спешат самые маститые профессора парного катания.

Прыжок, еще прыжок. Вращение. Каскад прыжков.

– Нет, эта нагрузка меньше, значительно меньше обычной, – поясняет Елена Анатольевна Чайковская, заслуженный тренер СССР, наставник наших олимпийцев – Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, Наталии Линичук и Геннадия Карпоносова. Через девять дней, когда герои Инсбрука уже будут в Москве, первый секретарь ЦК комсомола Евгений Михайлович Тяжельников вручит Чайковской знак ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи».

– Сейчас фигуристы в последний раз проверяют сложные элементы и комбинации, так сказать, шлифуют то, что готовилось в течение нескольких сезонов. Полностью программу не катает никто.

Обратили внимание, как возросла техника ведущих мастеров? Почти не стало прыжков в два оборота. Это уже вчерашний день. Прыгают в два с половиной, в три оборота.

Веяния времени, прогресс спорта в других дисциплинах находят точное отражение в более быстрых секундах. У нас изменения проявляются по-своему. Фигурное катание, сложный в техническом плане вид спорта, стало сейчас еще более сложным. Скорость катания, пожалуй, не возросла: американцы и канадцы несколько даже демонстративно не спешат, но программы, которые показывают в Инсбруке мужчины, до предела насыщены трудными комбинациями. Теперь мало двойных и тройных каскадов прыжков. Теперь этим не удивишь. Пять лет назад многое было проще, лидеры на голову превосходили соперников, а сегодня вся первая пятерка работает на одинаковом уровне, на высшей технике. Полагаю, что вечером и наши ребята, и Карри, и Крэнстон, и Хоффман с равным основанием смогут предъявить права на олимпийские медали.

И второе. Самые сложные и замысловатые даже комбинации перестали быть в мужском катании самоцелью. От былой примитивности избавились. Задача программы – создание цельного художественного образа. Музыкального, эстетического образа. Как, случалось, строили программу в сравнительно недалеком прошлом? Разбег – элемент, снова разбег – и снова прыжок. Один элемент не был связан с другим, не вытекал из него, не дополнял логически. Подлинный артистизм – плод совершенного освоения всех тех сложных элементов техники, на базе которых и возможно рождение убедительного художественного образа. Теперь все связки между комбинациями носят не вспомогательный, как прежде, характер, но служат созданию этого образа.

Поздно вечером, когда в Москве было за полночь, на контрольных телеэкранах, установленных в ложах комментаторов, в последний раз побежали строчки, выдаваемые «Ханивел балл компьютером». Первым появилось имя англичанина Джона Карри.

Вторым шел наш Володя Ковалев. Воспитанник Елены Анатольевны Чайковской и Татьяны Александровны Толмачевой.

Это был полный успех моей утренней собеседницы. Ведь накануне вечером другие ее питомцы поднялись на высшую ступень пьедестала почета олимпийского Инсбрука.

Но, право же, не золотая медаль, завоеванная Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым, была высшей наградой для Чайковской. Высшим призом, высшим символом признания неоспоримых ее достижений стало самое включение танцев на льду в программу XII Зимних Олимпийских игр. Именно творческие искания и счастливые находки Елены Анатольевны и талантливейших ее учеников стали тем аргументом в многолетней дискуссии, что убедили не склонных к новаторству и расширению Олимпиад «отцов» МОК дать танцорам возможность включиться в великий стан олимпийцев.

Чайковская и ее коллеги угадали дух олимпийских скоростей.

К полудню мы возвращались с «Айс штадиона», приезжали из Зеефельда, из Аксамер-Лицума, а после обеда или вечером вновь шагали по мосту, перекинутому через железнодорожные пути и связывающему пресс-центр с олимпийским стадионом. Только теперь нас манил не ледовый овал, теперь в центре всеобщего внимания была залитая светом арена Дворца спорта, где состязались фигуристы и хоккеисты. Они властвовали под сводами дворца по очереди – через день.

Я бы покривил душой, если бы стал настаивать на утверждении, будто бы хоккейный турнир запомнился невиданным накалом и драматизмом соперничества. Напротив, фавориты определились еще до того, как шайба была брошена в игру: только сборные Чехословакии и Советского Союза претендовали на медали высшей пробы.

Трудным ли был олимпийский турнир?

Ответить на этот вопрос я попросил Валерия Харламова.

– Турнир был легче, чем обычно: не приехали такие сильные соперники, как шведы, да и с командой ЧССР нам пришлось сыграть только раз. Но турнир был и труднее, потому что судьба золотых медалей решалась в одном матче. А от поражений в спорте не застрахован никто. Проиграй мы только однажды – чехословацкой команде, и все... Были бы ни к чему все остальные победы нашей хоккейной команды в Инсбруке.

Матч получился трудным. Нервным, каким-то неровным. Соперник здорово ловил нас на контратаках. Одна ошибка – и сначала Милан Новы, а затем и Иван Глинка на огромной скорости умчались от своих опекунов. И в том и в другом случае соперники мгновенно находили наилучшее решение. Пожалуй, этим и привлекателен в первую очередь сегодняшний хоккей – счет идет на мгновения. Я часто вспоминаю определение, которое дал когда-то игре Анатолия Фирсова наш тренер Анатолий Владимирович Тарасов: «В игре Анатолия поражает его скорость. Прежде всего скорость мысли. Порой мне кажется, что игра Фирсова состоит из непрерывного ряда озарений: в горячей, напряженной обстановке, мгновенно ориентируясь, он находит самые неожиданные решения. Затем скорость исполнения того или иного технического приема, паса, обводки. И, в-третьих, скорость бега. Три скорости, взятые вместе и перемноженные».

Сегодня этот лестный отзыв можно отнести и к другим большим мастерам. К Александру Якушеву, например. Или к Александру Мальцеву.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены