- Куда он ведет баржи? - спрашиваю я соседа.
- Это, вероятно, «. Кооператор». Он идет за рыбаками Туруханска.
Что там слева, туман или дождь? Не проходи! и минуты, как мы входим в полосу дождя.
- Привет полярной земле! - идет по рукам записка Лаврова.
Мы пересекаем сейчас полярный круг. Видно устье изумительной реки Курейки.
Опять тайга, опять болота и топи. Топи напитались водой, и хлопьями валит туман, мчась над самой землей навстречу самолету. Мелькает белый ягельник.
Идем в тумане неровно, будто на море по волнам. Кажется, что весь мир заплесневел от тумана.
У песчаной косы - плот. Я показываю на него Лаврову.
- Его спасет пароход или северный ветер, который нагонит воду и поднимет с мели плот. Иначе придется перегружать: вместо четырех рядов - делать двухрядку.
Заискрились впереди огни порта Игарки и черные трубы его заводов. Вот и сочно - желтые штабели игарского пиломатериала. Вся протока заставлена океанскими пароходами, рыбозверобойными ботами и буксирами.
«Комсеверпуть 2» покружил над тайгой, отыскал в протоке место для посадки - водную площадку. И, найдя это место, стремительно пошел на снижение. Удар заднего редана по воде! Я смотрю на корму. В пяти метрах от нас остались бревна плотов. Какой точный расчет! Чуть меньше газа, - и мы бы сидели на бревнах с разбитым самолетом.
Тысяча девятьсот один километр от Красноярска до Игарки пройдены в течение 9 часов 15 минут. Это небывалая скорость для воздушного корабля системы «Дорнье - Валь» на перегоне Красноярск - Игарка.
«Комсеверпуть 2» бросил якорь недалеко от лесовоза «Микоян». Но самолет не сможет завтра лететь на север. Клапаны носового мотора сдали еще за Туруханском.
- Вся надежда на Игарскую механическую мастерскую, - сказал Побежимов. - Нам нужны латунь и хороший токарь, и мы исправим носовой ветер, чтобы его часы хватили нам на север и обратно до Красноярска.
Рано утром мощный советский лесовоз «Ванцетти», взяв полный груз пиломатериала, дал три прощальных гудка и ушел из Игарской протоки в Енисей, в Карское море, в Лондон.
Назавтра в порт Игарку ожидались еще два иностранных парохода.
Два года назад на берегу этой протоки густела тайга и стояла одиноко военная палатка, в которой жили первые люди порта Игарки. Здесь не было не только заводов, но и ни одного дома не стояло на безлюдном берегу.
А сегодня здесь пилили сибирский лес три лесозавода. Работала механическая мастерская, которая бралась выточить для моторов самолета ответственные детали. Высоко в небе маячила труба паросиловой установки.
Радиостанция, гидрометеорологическая станция, клуб, магазины, своя газета, больница, аптека, почта, сберкасса, - сегодня все это было е Игарке.
В протоке, которая два года назад была еще мертвой, сегодня грузились одновременна шесть океанских пароходов; стояли на якорях рыбозверобойные боты, пришедшие сюда с верховьев Енисея; ходили новые буксиры, приведенные только вчера сюда из Гамбурга.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.