Огород под водой

Сергей Жолус| опубликовано в номере №1399, сентябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как добывают морскую капусту

Наш бот держит курс на мыс Туманный — где-то в его окрестностях предполагаемый район добычи. Долго идем в густом молоке — похоже, мыс оправдывает свое название. Наконец, взошедшее из-за моря солнце отгоняет туман к сопкам; заметно улучшается видимость, а с нею и настроение экипажа. Споро идет подготовка к предстоящей работе. Водолазы облачаются в гидрокостюмы, осматривают акваланги. Матросы расстилают стропы — специальные сети для переноса груза, распутывают лоты — длинные веревки с карабинами на концах. Один из матросов точит серпы — основное орудие добытчика морской капусты.

Пока бот идет вдоль берега, старшина водолазов Александр Власенко, свесившись за борт, напряженно всматривается в прозрачную воду. Вот в глубине показались колышущиеся коричневые полосы — есть капуста! С кормы бота опускается якорь, носовая часть закрепляется кошкой за скалу. Можно начинать работу.

Обычно на погружение идут два водолаза. Это необходимо по соображениям техники безопасности и удобно с точки зрения технологии сбора капусты. Воспользовавшись разрешением старшины, иду под воду в паре с Леонидом Мячиным. Облаченные в сорокакилограммовые водолазные доспехи — на нас гидрокостюмы, грузовые пояса, акваланги, — погружаемся в море. В воде вес снаряжения почти не ощутим, и мы свободно парим над зарослями капусты, привыкая к новой среде.

Работать «на капусте» в комфортном тяжелом водолазном снаряжении неудобно, поэтому водолазы предпочитают гидрокостюм так называемого «мокрого» типа. Без закалки в нем долго не поплаваешь, ведь температура затекающей под костюм воды не превышает 7 — 10 градусов.

Опустившись на дно, попадаю в полумрак — сомкнувшиеся надо мной стебли плохо пропускают свет (ширина их достигает полуметра, а длина — трех-пяти метров). Здесь своя жизнь. На камнях сидят морские ежи и звезды, красуются своими лепестками актинии...

Держа в одной руке серп, в другой лот, подплываю к «кусту» ламинарии. Охватываю лотом сноп капусты и. зацепив карабин, дергаю за веревку, подавая сигнал на бот. Матрос на борту подтягивает лот, а я подрезаю серпом основание слоевищ. Сноп медленно уходит в сторону бота, а ко мне опускается другой лот. Операция повторяется. Два матроса, обслуживающие водолаза, попеременно вытягивают из воды снопы капусты весом до двух пудов и укладывают их на палубе.

Постепенно подводные джунгли редеют. Пора подниматься на поверхность. Товарищи помогают мне взобраться на палубу бота, заваленную отменной капустой. Судя по вспотевшим лицам, матросам наверху жарко пришлось, у нас же с напарником после полуторачасового пребывания в холодной купели зуб на зуб не попадает.

Тяжело развернувшись, бот берет курс на базу. В бухте Кит мы сдаем собранный урожай на судно-переработчик, и трудяга бот вновь уходит на добычу...

Когда после рабочего дня уже в сумерках мы возвращались домой, на причале светились огоньки карманных фонариков. Бот причалил к пирсу, и началась выгрузка. Дети помогали отцам нести водолазное снаряжение. А жены просто шли рядом, поддерживая под руку усталых мужей. Я спросил одного шустрого мальчугана, кем он мечтает стать. Водолазом, ответил тот и побежал помогать отцу нести акваланг.

Нелегок этот промысел. Но морская капуста, или ламинария, — необходимое сырье для пищевой, фармацевтической, текстильной, кожевенной промышленности, медицины. Десятки вкуснейших блюд из морской капусты популярны не только в Приморье. Она оказывает лечебное действие на организм человека. Употребление «травы вечной молодости и долголетия» рекомендуется больным атеросклерозом. Альгиновая кислота, которой в ламинарии 25 — 36 процентов, выполняет важные физиологические функции, способствует выводу из организма ионов тяжелых металлов: цинка, свинца, стронция.

В настоящее время потребность в морской капусте промысловики удовлетворяют менее чем на 10 процентов. Добыча ее плохо поддается механизации, трудоемка и дорогостояща. Да и не каждый год бывает урожайным, ведь ламинария зреет два года. Поэтому перед наукой и промышленностью была поставлена задача научиться выращивать морскую капусту на искусственных плантациях. Нужны были более экономичные способы добычи.

В 1972 году при рыбозаводе «Валентин» производственного объединения «Приморрыбпром» был создан опытный участок по выращиванию водорослей, а спустя несколько лет в поселке Глазковка и бухте Кит организована экспериментальная база марикультуры (ЭБМ), специализирующаяся на выращивании ламинарии. Возглавил ее знаток марикультуры Олег Тен.

С берега морские плантации выглядят уходящими до горизонта строчками разноцветных шарообразных поплавков-кухтылей. Осмотреть морской огород можно, только опустившись с аквалангом под воду. Поражают масштабы подводных конструкций. С толстых горизонтальных капроновых канатов, поддерживаемых кухтылями, свисают длинные веревки, густо заросшие широкими слоевищами морской капусты. От возможных смещений во время шторма сооружение удерживают растяжки, прикрепленные к большим бетонным тумбам, установленным на дне. Некоторые из тумб облюбовали осьминоги. Вот один из них, очень крупный, прижавшись к тумбе, медленно перебирает щупальцами. Мое появление он встретил с раздражением сторожа, охраняющего свой огород.

Неожиданно из сумрака показались огни, а затем проявились очертания небольшого подводного аппарата. Мигнув мне фарами, аппарат прошел вдоль стены капусты, изменил направление, перешел к следующей «грядке» и растворился в толще воды — идет профилактический осмотр подводных сооружений.

А на поверхности среди кухтылей виднеются большие пластиковые шлюпки. Молодые парни, вытягивая из воды обросшие веревки и ловко орудуя ножами, срезают листы капусты и укладывают их в стропы. Это представители новой профессии — мариводы ведут сбор урожая. Он здесь сказочный — 800 — 1200 центнеров ценнейшего продукта с гектара.

Производительность труда работающего на плантации вчетверо превышает ту, которой добивается добытчик дикорастущей капусты. Если же принять во внимание стабильность урожая и технологичность его сбора, то преимущества выращивания ламинарии на плантациях становятся очевидными.

Груженые лодки на буксире подводятся к перерабатывающему морозильному траулеру. Уже через час после сбора пошинкованная, замороженная и уложенная в паки (коробки) морская капуста попадает в трюм.

Рассказывая о проблемах своего хозяйства, которые остро стоят сегодня, Олег Тен особо выделил кадровую. Новое направление освоения моря требует молодых умелых рук. а их пока не хватает. Предстоит большое промышленное и жилищное строительство, в десять раз должна увеличиться площадь плантаций, которые, кстати, кроме капусты, могут давать и другую продукцию — устриц, морских гребешков, мидий. На очереди — разведение лососей. В море устанавливаются громадные садки, а на берегу монтируется оборудование завода по выращиванию молоди ценной рыбы, линия по изготовлению гранулированных кормов для рыбоводства.

Так реализуется программа «Мари-культура», осуществление которой позволит получать в специализированных хозяйствах Приморья многие тысячи тонн ценнейших биологических продуктов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Русский Парнас

Отечество

Вторая грамотность

Андрей Ершов, академик АН СССР, заведующий отделом информатики Вычислительного Центра Сибирского отделения АН СССР