Розовая пыль висит над рекой Бердью. Утром она похожа на туман. За рекой ухают взрывы: в карьерах рвут породу. Пыль, похожую на туман, ветер приносит оттуда. Новички в этих местах первое время частенько вздрагивают, прислушиваясь к взрывам, и тревожно всматриваются в даль.
«Фронт работ» - эти сухие слова получают здесь особый смысл. Те, кто приезжал сюда впервые, с любопытством вглядывались в местную землю: из нее ведь делают цемент. Но земля казалась самой обычной, такой же, как и везде.
Ребята и девушки, которые с чемоданами в руках и рюкзаками за плечами выходили из поездов, делающих короткую остановку на станции Искитим, сразу торопились в штаб стройки. Здесь начинался бой за сибирский цемент, бой, который начали комсомольцы - строители Чернореченского цементного комбината.
Цемент... Он нужен стройкам, как воздух. Недаром его называют хлебом строительства. Бой за чернореченский цемент был начат после того, как Ленинский комсомол взял шефство над цементной промышленностью.
А ведь совсем недавно
жизнь стройки текла медленно, неторопливая и тягучая, как тихие воды спокойной сибирской реки Берди. И так же, как взрывы в карьерах разбудили вековую тишину этих мест, так же комсомольская инициатива нарушила, взорвала застой на стройке.
Геннадий Гончаров, вставший во главе штаба, поехал в Москву, в ЦК ВЛКСМ, на совещание работников цементной промышленности. То, что говорилось там, крепко запомнил Геннадий. Встретился он на совещании с такими же, как он, комсомольцами из штабов других строек цементной промышленности. Многое после этих разговоров стало ясно Гончарову. Вернувшись на стройку, он рассказал все ребятам. И штаб взялся за дело.
Начали с главного - со снабжения стройматериалами. Не хватало леса, не подвозился щебень. Комсомольцы обратились в обком комсомола, в совнархоз и не успокоились до тех пор, пока к Берди не потянулись машины с лесом, самосвалы со щебнем.
Но самое главное, в чем остро нуждалась ударная стройка, были люди, строители-специалисты. И снова комсомольский штаб взялся за дело.
Все чаще и чаще сходили на станции Искитим ребята и девушки с чемоданами и рюкзаками. Одним из первых приехала бригада сварщиков с судостроительного завода города Николаева. Сейчас эта бригада, одна из лучших на стройке, успешно борется за звание коммунистической. В числе других добровольцев приехала сюда и Валя Бабаева, окончившая библиотечный техникум. Она довольна своей работой. Ее всегда с нетерпением ждут комсомольцы, потому что знают: Валя принесет интересные книги, свежие газеты и журналы, расскажет, как идут дела на соседних участках, посоветует, какую книгу выбрать.
Комсомольская инициатива внесла свои поправки в сроки строительства. Ежедневно строители находят новые резервы, позволяющие ускорить ход работ. Вот, например, монтажник Юрий Афанасьев. Им сконструирован захват для колонн-опор. Раньше, чтобы поставить такую колонну, требовалась сложная система растяжек и тросов. И все же опоры иногда срывались и падали. Тогда и задумал Юрий Афанасьев изготовить приспособление, которое позволяло бы прямо с земли краном поднимать опоры в воздух. Придуманный Афанасьевым металлический захват намертво захлестывал основание колонны и позволял легко переносить на места установки огромные, тяжелые опоры. Теперь колонны-опоры монтируют прямо на земле. Если раньше на весь процесс затрачивалось 22 часа, то сейчас вся работа занимает всего 11 часов.
За короткое время ударная комсомольская стала одной из лучших строек страны. Сейчас ей вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета по делам строительства СССР. Центральный Комитет ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию премией.
К концу 1961 года первая клинкерная печь Чернореченского комбината даст стране высококачественный сибирский цемент.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.