Один итальянский журналист, много пишущий о нашей стране, как-то в разговоре заметил:
— Знаете, когда приезжаешь в Рим или Париж, с опаской оглядываешься кругом: не понастроили ли чего в старых кварталах, не испортили ли площадь, набережную, бульвар?.. В Москве же первый вопрос: чем еще, какими домами успели украсить чудесный город, пока тебя здесь не было?..
Бурное строительство стало, пожалуй, самой отличительной чертой Москвы послевоенных лет. Юго-Запад и Черемушки, Измайлово, Хорошево — Мневники и Волхонка — «ЗИЛ», Фили — Мазилово, Новые Кузьминки... Давно ли эти «деревенские» названия были известны лишь жителям московских окраин? А ныне ими нарекают места самой массовой застройки столицы.
Помнится, в Краснодаре, по дороге с аэродрома в город, я увидел среди деревянных домиков много новых пятиэтажных зданий и над ними лес башенных кранов.
— Черемушки. Наши, краснодарские! — с гордостью сказал кто-то из попутчиков...
Черемушки... Почему из всех новых жилых районов Москвы Именно они снискали такую громкую славу? О них и стихи, и песни, и кинофильм, и даже оперетта.
Вообще-то понятно: Черемушки были первыми.
За последние десять лет в Москве построено более двадцати миллионов квадратных метров жилья — ровно вдвое больше, чем за все дореволюционные годы. При этом в основном дома, кварталы строились «по-черемушкински» — по «образу и подобию» района-первенца, который сначала был своего рода «пробным шаром», а потом стал в известной мере эталоном новых, современных методов городского строительства — крупными жилыми массивами. Именно здесь сооружались знаменитые экспериментальные кварталы — девятый и десятый, — где решались многочисленные споры зодчих о лучших типах жилых зданий, магазинов, школ.
К 1980 году жилищные условия советских людей должны измениться коренным образом. Каждая семья будет иметь отдельную квартиру. Норма жилой площади значительно возрастет. Более удобным станет расселение — комнат в квартире будет не меньше, а возможно, и больше числа членов семьи.
В Москве для этого надо построить 65 миллионов квадратных метров жилья. Задача колоссальная. Теперь уже мало знать, какие возводить дома. А какими массивами их строить? Где целесообразнее всего располагать коммунально-бытовые предприятия, детские учреждения, спортивные площадки, сооружать торговые центры?
Сколько надо иметь кинотеатров, чтобы можно было без труда попасть на любой сеанс? Какими должны быть планировка и убранство квартир для молодоженов, для многодетных семей? Какими сделать кафе, библиотеки, танцевальные залы, скверы?.. Как говорится, уравнения со многими неизвестными.
Десятки, сотни, тысячи проблем, вопросов и вопросиков. Ответов на них сколько угодно, но единых — ни одного. В мнениях расходятся и сами архитекторы, и строители, и художники-декораторы. Спорят экономисты, врачи, педагоги...
Чтобы положить конец бесчисленным спорам и найти верные решения, градостроители решили провести грандиозный эксперимент: соорудить кусочек будущей Москвы. «Кусочек» в одну стотридцатую величины той новой жилой площади, которую запланировано ввести в строй в 1980 году. Тут-то и будут выбраны образцы зданий для застройки Москвы после 1970 года.
В экспериментальном жилом районе намечено построить полмиллиона квадратных метров жилья для сорока пяти тысяч москвичей. Пятьсот тысяч квадратных метров всего на сорок пять тысяч жителей? Иначе говоря, более одиннадцати квадратных метров на человека? Не щедровато ли?
По нынешним временам, да. Но ведь цель эксперимента — заглянуть в будущее. Значит, и условия жизни в новом районе должны быть иными, лучшими, чем теперь. Они и рассчитаны на уровень 1971 года. Причем не только по норме жилой площади, но и по коммунально-бытовому обслуживанию.
Детских садов и яслей, например, здесь будет достаточно, чтобы принять всех детей. Будут беспрерывно, круглые сутки работающие магазины-автоматы.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из дневника секретаря горкома комсомола