Одна, но планерная страсть

Вадим Скворцов| опубликовано в номере №1319, май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

С Тушинским аэродромом связана вся история нашей авиации, много поколений летчиков повидал он. Теперь принимает новое. Нескрываемо гордится это поколение, у которого сегодня самый заветный день – полеты.

Приехали. Поначалу все сдали полетные карточки, у летчиков это называется летными книжками. В каждой карточке записано, какие упражнения и с какими оценками выполнял курсант.

Если ты сегодня здесь впервые, то летать пока подожди – каждому овощу свое время. Во время первых занятий на аэродроме курсант выполняет на планере лишь пробежки, но с помощью того же штатного стартового устройства. Затем – подлеты, надо научиться отрываться от земли и, немного пролетев, правильно приземляться. Высота при этом минимальная – 1 – 2 метра. И только лишь через десяток, а то и больше занятий полет на «рабочей» высоте.

Построились: Николай Николаевич зачитывает плановую таблицу – кому, на каком планере лететь.

– Сегодня ожидается ветер свыше шести метров в секунду. Стало быть, это обстоятельство необходимо учитывать при взлете.

Первый полет выполняет, как обычно, сам Малиновский. Вернувшись к старту, он сообщает:

– На высоте больше десяти метров болтанка. Поэтому Володину и Дергачеву полеты выполнять с балластом.

Те, кому лететь с балластом, вопросов не задают. Знают, что планер легок и что сами пока веса не набрали. Вот и приходится добирать вес. Ну, да ничего, пора и «по машинам»!

Чуть подробнее о стартовом устройстве. Кардан заднего моста автомобиля перебрасывается на вращение барабана в лебедке, а барабан приводит в движение трос. На тросе укреплен замок, к которому крепится буксировочный фал. Замок перемещается по неподвижно укрепленному тросу. Скорость буксировки дозирует сидящий в автомобиле Малиновский нажатием педали газа.

Забрался в кабину планера Эдик Дергачев, поднял руку вверх – готов! В свою очередь, стартер поднял белый и красный флаги – взлет разрешен.

Малиновский отжимает сцепление, включает вторую передачу. Метров через 30 – 40 планер отрывается от земли и плавно набирает высоту. Еще через несколько сот метров буксировочный фал будет отцеплен, для этого Малиновский сбросит газ.

С вернувшимся на старт Дергачевым разговаривает старший тренер:

— Эдик, почему получилось у тебя взмывание, как думаешь?

— Не могу понять, Анатолий Степанович. Вроде взял-то немного, а планер вспух.

— Дело в том, что подход у тебя получился на повышенной скорости, а потому движения рулями должны быть более мелкими.

Очередь теперь Володина, который на предыдущей тренировке умудрился дважды сотворить «козла», что у всех летающих означает отделение летательного аппарата от земли после посадки.

— Помнишь, что и как? – спрашивает его Дьяконов.

— Так точно, – отвечает смешливый Володин. – Коль отмочу «козла», придется на капусте сидеть, а я капусту не ем. Я люблю шашлык.

— Ну, смотри у меня!

Володин уже сама сосредоточенность. Поднял руку вверх. Сейчас эти ребята на пороге неба. Впереди у них ответственные соревнования. Впереди вся жизнь. И множество добрых взлетов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комсомольско-молодежные коллективы: диалектика развития

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде профсоюзов вызывает энтузиазм, новый трудовой подъем комсомольцев, советской молодежи, всего нашего народа