- Нет.
Скрипнули двери, и в сарае остро блеснули звезды.
... Это было сумбурное письмо, полное противоречий. Из страниц, где беспокойно метались строчки, глядело на Оську лицо, перекошенное обидой и страхом. Катя не писала, а словно кричала все то, что не успела сказать при встрече. Она рассказывала обо всех своих мучениях, о вечеринке, обвиняла его - Оську, ячейку, Андронникова, потом опять Оську, потом опять ячейку и в конце письма неожиданно стала винить во всех невзгодах себя.
«... Ты никогда не услышишь больше от меня ни одного упрека, - писала она, - я сознаю, что вела себя, как слякоть... Мне совестно за нюни, которые я распустила. Я ведь хорошо понимаю, что наша эпоха требует больших личных самоограничений...»
Оська прочитал письмо. Оно его обожгло. Он вертел его в руках, словно живое. Снова стал перечитывать.
«... Наша эпоха требует больших личных самоограничений...»
«Самоограничений? Пожалуй... Но почему личных? Как понимает Катя «личные самоограничения»? Не путает ли она их с бытовыми самоограничениями? Конечно наша эпоха суровая, почти военная. Это - не стоячая, тихая, келейная жизнь дореволюционных семей... Но ведь эта эпоха как раз и является эпохой такого полнокровного расцвета личности, какого не было еще в истории человечества, какого нет пока больше ни на одном клочке планеты! Личность свою я, Катя, каждый ударник, большевик, комсомолец, рабочий, колхозник распахивает так широко и необъятно, как никогда, ни в какую эпоху. Каждый из нас - строитель социализма; на каждом посту всякий - строитель социализма. Это и есть самое полное, самое радостное, самое неограниченное проявление себя как творческой личности. Борьба, строительство, жизнь огромного коллектива - это я, это - мое, это - папы личная жизнь. Катя - хозяйка не 10 аршин своей тесной жилплощади, Катя - хозяйка и строитель нового земного шара... Весь земной шар - ее личная жизнь!...»
Оська вскочил с чурбана и возбужденно зашагал по сараю.
... Она ругает себя слякотью. Нет, она не слякоть! Зачем она себя путает, зачем она оправдывает то, что мы не должны оправдывать? Мы и бытовые самоограничения не возводим в культ, в принцип. Мы бьемся за улучшение быта. Но не надо думать, что быт замыкается только инстинктом, потребностью питания, жилища, одежды и т. д.
Нет, Катька не слякоть! В том, что ее гнетет, в том что она убивается о больном Кольке, - в этом нет ничего зазорного. Разве это нюни? Идейная распущенность? Ничего подобного.
Оська задумался. В углу блестели лемеха плугов. Мигал взволнованно фонарь.
«... Скажите пожалуйста, - только ли дело в бытовой трагедии Кати... Ну и моей, допустим? У всякого - свое, это она права, Катюшка, каждого что - нибудь сверлит...»
Оська задумался. В углу блестели лемеха плугов. Мигал ресницами фонарь. В сарае пахло рогожами. С овражка доносились гармонный рев и сочный девичий голос.
... При капитализме это неизбежно, - отвечал сам себе Оська, - фатально! Бились от колыбели до гроба - просвета нет... Человек человеку - волк!
Личная трагедия, душевная тяжесть... Обязаны ли мы этим интересоваться? Личное горе - на то и «личное», что окружению нечего с ним возиться. Подумаешь, какие сантименты!
Сантименты? Нет! Обязаны интересоваться. Жизнь коллектива - моя личная жизнь в большом смысле этого слова. Значит, моя маленькая личная жизнь - жизнь коллектива.
Мать, у которой болен ребенок, не может не страдать, не рваться к нему. Это - факт, а от фактов большевик в кусты не прячется.
Мать страдает. Какого рода этот факт? Такого, что он понижает силу рабочей сосредоточенности, отвлекает человека, снижает его боеспособность.
Этот факт не делает Катю - большевичку, бойца, коммунистку, ударницу - способной на дезертирство. Нужно будет - все равно Катя отдаст жизнь за коммунизм! Но это снижает ее работоспособность.
А значит мы обязаны интересоваться «личным горем» каждого члена коллектива. Это - не личное горе чужака, не личное горе анти - общественника, мещанина. Это - личное горе Кати, пролетария, бойца. Мы обязаны подумать, чем мы можем ей помочь, как снять с нее гирю, которая мешает ей полнокровно жить, работать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.