Из вагона пригородного поезда выпрыгнул парень в юнгштурмовке и, посмотрев по сторонам, решительно направился в вокзал. Я его сразу узнал. Да, конечно, это был Колька Смородин - комсомолец, в прошлом году посланный нашей ячейкой в Донбасс - на шахту «Свобода». Теперь он не тот балагур и весельчак, лицо стало более серьезным.
- Товарищ Смородин, вы куда едете?
Он быстро обернулся и несколько секунд пристально смотрел на меня.
- Юрка - а! Черт возьми, сразу и не узнал. Ты почему здесь? Куда едешь? - забрасывал он меня вопросами.
Оказывается Колька получил отпуск и едет к себе домой. Ехать нам пришлось в одном поезде. Подложив под голову мешок, Смородин вытянулся во всю длину полки и, неожиданно рассмеявшись, сказал:
- Знаешь, Юрка, я вспомнил свои первые дни на шахте. Нам тогда наговорили кучу всяких страхов: обвал, взрыв, газы, наводнения... Один раз даже подумал: «А не вернуться ли назад, пока живой», но вспомнил ячейку и выкинул вон малодушие. Колька повернулся ко мне лицом и продолжал:
- А сейчас я так привык к своей шахте, к братве, уходить совсем не охота...
Хочешь, Юрка, расскажу тебе случай? Таких у нас бывает десятки и сотни.
Бывал ли ты зимой в Донбассе! Нет? Ну, значит, не знаешь, что такое степной буран. Так вот, в один из обычных зимних дней буран, начавшийся перед вечером, к ночи усиливался все больше. Сердито завывал ветер, наметая сугробы. В этот вечер у нас в ячейке должно было быть бюро с активом. Хотя в ячейку трудно попасть через горы снега, но, несмотря на это, весь актив собрался. В коридоре слышен скрип мерзлых сапог.
- Еще кто - то идет, - промолвил наш агитпроп и пошел навстречу товарищу.
Дверь широко распахнулась и, весь в снегу, пулей влетел Иван, десятник погрузки.
- Ребята, скандал!...
- Что? Какой? Где? - перебивая один другого, спрашивали комсомольцы.
- Не горячитесь, это прежде всего! Сейчас объясню. Дело в том, что грузчики отказались грузить уголь в такую погоду и разошлись по домам. Известно, погода паршивая, грузить трудно. Но из этого положения нужно выйти, так как в восемь часов вечера подадут паровоз забирать груз, а у нас вагоны пустуют...
- Как же быть? Что делать?
- Давайте вместе обсудим...
На дворе буран бьет густым снегом в окна. В комнате мертвая, тишина. Ее прервал агитпроп Васька.
- Ребята, нам нечего долго думать! - сказал он.
- У меня есть конкретное предложение: нас тут десять комсомольцев, да еще из мастерской мобилизуем нескольких и сами пойдем грузить.
- Правильно! - дружно ответили все.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.