Ереван ныне узнаётся издалека. Когда только ещё подъезжаешь к городу, уже видишь на самой высокой точке холма, поднявшегося над столицей Армении, строгий контур величественного сооружения.
Будто одна из гордых вершин кавказских гор, вознёсся ввысь могучий монумент. На огромном. высотой в двенадцатиэтажный дом. постаменте из армянского туфа стоит отлитая из меди фигура вождя. Вождь в шинели полководца, в левой его руке военная фуражка, на плитах высечены орден «Победы» и эмблемы разных родов войск - монумент был задуман ещё в дни окончания Великой Отечественной войны в честь победы советского народа, одержанной благодаря сталинскому гению.
Прекрасно это сооружение. В торжественных его контурах, в строгих, сдержанных его линиях видишь выражение сталинских черт советского народа - его мощи и спокойствия, его уверенности и непоколебимости. Всё в этом выдающемся произведении искусства исполнено точного чувства меры, полно гармонии. В нём величавость без тяжеловесности, строгость без суровости. Необычайной высоте монумента отвечает смелый размах крыльев его постамента.
Вдохновенные художники создали этот не имеющий себе равных архитектурно - скульптурный ансамбль. Его авторы - народный художник СССР скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров, давно уже работающий над скульптурным образом И. В. Сталина, и ереванский архитектор Рафаэл Сергеевич Исраелян.
Осенью прошлого года, в день 30 - летия Армянской республики, в присутствии десятков тысяч люден, собравшихся на торжественный митинг, состоялось открытие монумента. С тех пор эта площадка за парком Победы - площадка у монумента - стала излюбленным загородным местом ереванцев. Сюда приезжают и приходят, чтобы вблизи полюбоваться всеми деталями монумента. Отсюда виден весь Ереван, видна цветущая Араратская долина.
В воскресный день у монумента собралась группа молодёжи. Объяснения даёт один из авторов монумента - Р. С. Исраелян.
Архитектор рассказывает, как рождалось художественное решение задуманного монумента, как за короткие сроки - за месяцы - было выстроено это большое и сложное сооружение, с каким энтузиазмом работали здесь строители. Рассказал архитектор и о комсомольце - колхознике из селения Чохт Девоне Мелконяне, который специально пришёл в Ереван, чтобы принять участие в строительстве монумента: о старом мастере Граче Степаняне. резчике по серебру. Руками Мелконяна и Степаняна высечены изумительные по красоте народные орнаменты. С интересом слушают молодые ереванцы рассказ о музее. который сооружается сейчас внутри постамента. Постамент этот полый. В нём будут размещены в три яруса залы музея, тысячи экспонатов которого поведают о деятельности величайшего человека всех времён и народов - товарища Сталина.
Молодёжь долго не отпускает архитектора. Спрашивают о том, как преобразится район Еревана, соседствующий с монументом, как будет архитектурно увязываться он с этим ансамблем. Студент - строитель Мартуни Тамираглян
расспрашивает о технических новшествах. применённых при возведении монумента, комсомолка Лаура Мелкумян - о творческой дружбе архитектора с выдающимся скульптором С. Д. Меркуровым, которого ереванцы знают ещё и по его замечательному памятнику В. И. Ленину, установленному на центральной площади столицы Армении.
... Архитектор ушёл, а молодёжь всё любуется прекрасным сооружением, возведённым армянским народом в знак благодарности к своему лучшему другу и учителю
Монументальное произведение советского искусства создано в Ереване. Им гордится вся Армения, с радостью встретившая весть о присуждении его авторам С. Д. Меркурову и Р. С. Исраеляну
Сталинской премии первой степени.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.