Острое и сильное волнение охватит вас значительно раньше, чем вы попадете в этот весёлый степной городок, приютившийся на днепровском берегу. И в памяти вашей неизбежно всплывут знакомые страницы прошлого, смысл которого точно и верно выражен в словах песни, посвященной Каховке: «Этапы большого пути...» Город - памятник. Город - песня. Но о минувшем вам долго не придётся размышлять. Подступы к Каховке сейчас напоминают фронтовые дороги перед крупным наступлением. День и ночь напролёт царит необычное оживление на дорогах, ведущих, как здесь принято говорить, «на стройку». Спешат крытые брезентом грузовики со станками, ценным оборудованием, инструментами, идут неуклюжие самосвалы, гружённые кирпичом, щебёнкой, известью. С лязгом и грохотом, точно тяжёлые танки, движутся тракторы с длинными прицепами, а на них - горы леса или пирамиды, составленные из частей стандартных разборных домиков.
- Эту ложбину видите? - спрашивает нас шофёр массивной «пятитонки», парень в меховой шапке, надетой на затылок, комсомолец Сергей Коваленко. - Сейчас мы через неё смело путь держим, а дней пятнадцать назад неприятность у меня тут вышла: завязла машина. Поверите, всю войну снаряды и мины на передовую возил и не попадал в такой просак. Вокруг ни души, степь, а груз, сами понимаете, государственной важности: лебёдки для буровых вышек. Я от злости чуть не плачу: на всю жизнь пятно ляжет на мою биографию, если груз в Каховку к сроку не доставлю. Вдруг слышу голоса, оглянулся - люди. Обрадовался, бегу им
навстречу: «Выручайте, голубчики, подсобите машину вытолкнуть, подвезу вас в любом направлении...» А мне в ответ: «А нас подвозить, мил человек, и не надобно. Мы тут рядышком живём, из колхоза имени Ворошилова, небось, слыхал? Укрупнённые». Я спросил у них: «А зачем же вы сюда попали?» Вышел вперёд пожилой усатый колхозник с лопатой, посмотрел на меня, покачал головой и говорит: «Ишь ты, орёл нашёлся! Думаешь, что только ты один душой болеешь за каховские грузы? Мы, мил человек, дежурство в колхозе установили, бригады на дорогу каждый день выделяем. Через пару лет тут шоссе, асфальт будет, а пока дороги ремонтировать надо, кровно мы заинтересованы в этом, для нас же плотину делают. Земли - то в нашем колхозе не орошаются, да и то мы по двенадцать центнеров хлопка с гектара снимаем. Можно сказать, без воды миллионерами стали. А когда вода днепровская к нам придёт, представляешь, что за жизнь у нас будет?!.»
Прощаясь с нами, водитель не без гордости сказал:
- Как видите, мы, шофёры, не последнюю роль на стройке играем!...
И это верно. Перенеситесь, читатель, мысленно на днепровские берега, где раскинулась Каховка. Железнодорожную ветку сюда подведут только через год, Днепр с декабря скован льдом. Вот и представьте, что падает на плечи каховских шофёров. Сколько сотен тысяч рейсов должны будут они сделать за эти годы, пока будет построен городок с жилыми домами, школами, клубами, детскими яслями, больницами, столовыми! Объём всех этих зданий составит 1200 тысяч кубометров. Кроме того тут будут построены десятки вспомогательных предприятий: огромный бетонный завод, ремонтно - механический, авторемонтный, кирпичный и черепичный заводы, лесокомбинат...
Недаром Василий Игнатьевич Дудник, парторг Каховской школы шофёров.
любит напоминать своим слушателям:
- Все эти подсобные предприятия войдут в строй к середине 1952 года. А к тому времени на строительную площадку гидроузла мы с вами должны будем доставить свыше 20 тысяч тонн металлического шпунта, который защитит котлованы плотины от притока поверхностных и подземных вод...
В этой школе учатся столяр Пётр Елисеев и плотник Пётр Сычен, кузнец каховской пристани Фёдор Николайченко и воспитательница детских яслей Евдокия Малышенко, башкирский комсомолец Ахат Дадартинов и многие, многие другие.
Ахат Дадартинов коренаст, плечист, лицо у него смуглое, задумчивое. Ахату мало того, что он изучает в школе. Он ещё идёт на стройку и там присматривается к работе лучшего водителя Каховки Власова.
Власов подбадривает новичка:
- Кончай скорее школу, Ахат, и приходи к нам. Дела у нас, дружище, разворачиваются грандиозные...
Этот мощный размах, этот напряжённый, полный творческой силы и искреннего энтузиазма пульс великой народной стройки коммунизма вы чувствуете в Каховке буквально на каждом шагу.
Поговорите с любым рабочим, мастером, инженером. У всех одна жалоба:
- Не хватает времени. Слишком коротки сутки.
Осенью прошлого года из Алтайского края прибыл сюда Николай Кубышкин. В отделе кадров он заявил:
- Посылайте на любой участок. Из Каховки никуда не поеду!
- Рабочим на буровую вышку пойдёшь? - спросили его.
- Согласен, - последовал ответ. - Куда угодно пойду. Всякий труд здесь почётен.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.