Обратная сторона медали

Сем Нариньяни| опубликовано в номере №750, август 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советские футболисты всегда, даже во время первых выездов за границу, имели свой собственный почерк игры. Индивидуальной, подчас виртуозной игре буржуазных футболистов они противопоставляли игру командную, коллективную. Дружба, взаимопомощь в игре, воля к победе помогали нашим футболистам брать верх даже над более сильным противником. К этим хорошим качествам после войны наши футболисты прибавили и новое - более совершенную тактику. Именно советские футболисты первыми применили систему так называемой плотной защиты. Наши игроки лучше вели и физическую подготовку к серьезным соревнованиям. Это позволяло им с одинаковой легкостью играть и в начале и в конце матча, в то время когда их противники во втором тайме не выдерживали высокого темпа игры, быстрее уставали и проигрывали.

Но даже и в эти годы успешных выступлений наши футболисты имели один серьезный недостаток. Технически они были подготовлены слабее некоторых иностранных команд: англичан, французов, южноамериканцев... Наши игроки хуже владели обводкой, финтами, ударом по воротам, ударом по мячу головой... Более совершенная тактика и хорошая физическая подготовка до поры до времени компенсировали эти недостатки. Но в последние годы наши противники с большим прилежанием учились у нас, чем мы у них. И результаты сказались: мы стали играть хуже и все чаще и чаще проигрывали командам, у которых прежде легко выигрывали. И вот, наконец, теперь, на VI первенстве мира, посмотрев игру шведской, французской и особенно бразильской команд, мы воочию убедились, до каких замечательных высот может дойти футбольное искусство, когда виртуозное владение мячом сочетается с коллективной тактикой игры. Такой футбол не только приносит очки, победы. Он доставляет истинное наслаждение и зрителям.

Учиться! Вот тот вывод, который должны сделать наши футболисты, возвратившись с VI чемпионата мира. Учиться у противника тому, в чем мы слабее его. Прежде всего учиться технике.

VI первенство мира собрало в Швеции не только все лучшие футбольные команды, но и всех лучших футбольных судей. Казалось, лучшие должны были избавить чемпионат от всяких досадных казусов. Но, увы! Мы уже говорили о несправедливом пенальти, назначенном судьей Жолтом в ворота СССР. А в матче Франция - ФРГ случилось обратное: там игрок допустил грубость, причем умышленную, а одиннадцатиметрового удара судья не назначил. Во встрече Чехословакия - ФРГ произошел другой казус: судья засчитал гол, хотя мяч и не пересек линию чешских ворот. А во встрече Франция - Бразилия мяч хотя и побывал в воротах, гол, тем не менее, засчитан не был.

Несколько слов о грубости и «темпераменте». Самым грубым игроком мирового чемпионата оказался аргентинец Росси. В матче с ФРГ он нанес повреждение трем игрокам, а четвертого, Фрица Вальтера, бросил на землю ударом кулака в живот. Грубость, однако, не помогла аргентинцам выиграть ни эту встречу, ни первенства.

Излишний «темперамент» доводил до крайности не только южноамериканских футболистов, но и их соотечественников за океаном. Жители столицы Аргентины были так раздосадованы неудачной игрой своей команды, что послали футболистам в Стокгольм такую телеграмму: «Домой не возвращайтесь. Нам битые не нужны».

А когда аргентинские футболисты все же вернулись на родину, рьяные болельщики закидали их на аэродроме камнями и тухлыми яйцами. Сейчас полицейские дежурят у домов битых аргентинских футболистов, оберегая их от мести разъяренных болельщиков.

В дни VI футбольного первенства доходили до крайностей не только южноамериканцы, но и жители Западной Германии. Команда ФРГ, как известно, проиграла четвертьфинальный матч команде Швеции. Болельщики ФРГ выместили свое зло довольно необычным образом: они порвали несколько шведских флагов и избили попавшихся им под руку шведских туристов, которые находились в те дни в городах Западной Германии. Эти крайности объясняются, конечно, не темпераментом, а невоспитанностью западногерманских болельщиков.

Хотя в матчах VI футбольного первенства играли лучшие команды мира, подавляющее большинство встреч проходило при полупустых трибунах.

«Это все из - за телевидения», - писали местные газеты.

Однако трибуны пустовали не столько из - за телевидения, сколько из - за бизнеса. Организаторы первенства вели довольно долгий торг с телевизионными компаниями, запросив с них огромную сумму денег за право трансляций матчей. В конце концов требуемая сумма была снижена с условием, что фирма «Филипс» гарантирует оплату всех непроданных билетов. Сделка оказалась взаимовыгодной: у «Филипса» лучше стали продаваться телевизоры, а организаторы матчей избавились от обязанности выплачивать государству налог с проданных билетов, так как «Филипс» вносил деньги за непроданные билеты без вычетов. Таким образом, сложилось парадоксальное положение: чем меньше зрителей приходило на стадион, тем выгоднее было организаторам матчей.

Бизнес накладывал свой отпечаток на все. Стоило в каком - нибудь матче выявиться новому талантливому игроку, как за ним тотчас же начинали охотиться дельцы от спорта. Торг шел, как на конном рынке. Цены, назначавшиеся футбольными барышниками, выносились буржуазными газетами в заголовки: «Левая нога центрофорварда оценена в 50 000 крон» или «Испанский босс предлагает за парагвайского нападающего 300 000 песет».

За бразильского игрока Маццолу, который знаменит мощным ударом с правой ноги, вели торг с бразильскими боссами два итальянских клуба - «Рома» и «Милан». За «мощный удар с правой», по сведениям спортивных репортеров, бразильский клуб «Пальмейрас» требовал с итальянцев 150 000 000 лир. Чем кончился этот торг, пока неизвестно.

На футбольном первенстве, словно на аукционе, покупались и продавались не только ноги футболистов. Марсель, полузащитник сборной Франции, продал в рекламных целях даже свою прическу, снимок с которой теперь можно увидеть в отделах объявлений спортивных газет рядом с изображением флаконов бриллиантина фирмы «Кристаллизе». Жюст Фон - тэн, забивший в первенстве наибольшее количество мячей, «сдал в аренду» пищевым фабрикантам свой желудок и теперь громогласно приглашает употреблять на третье только «королевское желе». А центр нападения французов Копа продал фирме фруктовых вод свое имя и приглашает запивать «королевское желе» лимонадом «Копа»... Закончилось футбольное первенство, и сразу же наступила пора сделок и спекуляций. На аукцион выставляются все новые и новые футболисты - бразильцы Пеле и Гарринча, швед Симонссон... И это никого не удивляет, никого не возмущает. Бизнес - такова оборотная сторона буржуазного спорта. Но только ли спорта?

2. Мораль из-за океана

- У нас три месяца зима, а остальное время года мы ждем лета, - говорят шведы.

И хотя солнце не балует Скандинавию, в Швеции очень много цветов. Причем цветы здесь необычайных расцветок и необыкновенных размеров. Фиалка величиной с маргаритку, маргаритка - с ромашку, а ромашка выглядит почти как небольшой подсолнух.

В Стокгольме много не только цветов, но и машин. Автомобили, мотоциклы и нескончаемые вереницы велосипедов заполняют улицы в часы пик так густо, что через центр города можно быстрее пройти пешком, чем проехать.

Швед рассматривает автомобиль прежде всего как свою визитную карточку. Жителю Стокгольма хочется, чтобы вы судили о степени его процветания по марке его машины. Поэтому автомобили покупаются здесь не только по средствам, но и вопреки им. Богатые люди делают перечисления на счет фирмы «Мерседес» или «Форд», и новая марка автомобиля сразу же оказывается в их распоряжении. А люди среднего достатка копят кроны, экономя на всем, и главным образом на культурных расходах: они редко ходят в театр, мало покупают книг.

На стадионе «Расунда» я познакомился с продавцом апельсинов и «кока - кола». Судя по всему, это был мальчик из вполне обеспеченной семьи. Торговал он апельсинами не из нужды, а чтобы заработать деньги на покупку мотороллера. В прошлом году мальчик приобрел таким образом велосипед. В этом году велосипед перестал удовлетворять Нильса, и вот уже пятый месяц он занимается «новым гешефтом».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены