Два письма из Швеции
Интурист решил сделать доброе дело - послать группу любителей спорта в Швецию, где шестнадцать лучших команд мира оспаривали почетное звание чемпиона по футболу. А среди лучших была и наша, советская команда.
От Москвы до Стокгольма всего три часа лета. Наши футболисты прибыли в Швецию именно этим воздушным путем. Что же касается туристов, то мы предпочли более древний способ передвижения: до Хельсинки ехали поездом и от Хельсинки до Стокгольма - пароходом. Именно так тридцать пять лет назад из Москвы в Стокгольм и отправилась футбольная команда РСФСР. Это был первый выезд советских футболистов не только в Швецию, но и вообще за пределы своей родины. Вместе с нашей туристской группой ехали два участника той знаменательной поездки - Михаил Павлович Бутусов и Константин Михайлович Жибоедов.
Нас ждал завтра в Стокгольме один из решающих матчей чемпионата мира, а мы думали не об этом завтрашнем матче, а слушали поучительный рассказ наших футбольных ветеранов о том, который происходил тридцать пять лет назад.
Тогда, в 1923 году, наши футболисты еще не числились в списке лучших команд мира. Да и вообще старые «футбольные волки» не желали признавать нас за спортсменов. Встретили в Стокгольме команду РСФСР в тот первый приезд не дружеским «Добро пожаловать», а издевками и улюлюканьем. Буржуазные газеты помещали обидные карикатуры на наших футболистов. Организаторы соревнований относились к советским спортсменам как к бедным родственникам. Играть заставляли чуть ли не каждый день. Возили из одного конца страны в другой не в спальных вагонах, чтобы ребята могли отдохнуть, а в общих («8 лошадей, 40 человек»); жить устраивали не в гостиницах, а в общежитиях. Когда наши футболисты пробовали протестовать, им говорили:
- Вы еще ученики, юниоры, и на большее претендовать не вправе.
Но вот прошли первые матчи, и отношение к «юниорам» стало заметно меняться. «Юниоры» победили «сеньоров» в Стокгольме, Гетеборге, Мальме... В девяти встречах советские футболисты одержали пять побед и четыре игры свели вничью. Организаторам соревнований срочно пришлось переводить «юниоров» в группу «сеньоров».
... Шведы устраивают в Стокгольме дополнительный, десятый матч. Они надеются выиграть его, реабилитироваться. Наша команда выходит на поле и видит: над трибуной, как и во все прошлые матчи, развеваются только шведские флаги, советского нет. Ребята возмущены.
- Когда к вам в Стокгольм приезжают норвежские или немецкие футболисты, разве вы не вывешиваете над стадионом их флаги? - спрашивает шведов капитан советской команды.
- Норвежские и немецкие флаги имеются у нас в запасе, а ваш, русский, мы просто не успели сшить.
- А вам и не нужно трудиться шить. Мы привезли с собой готовый флаг, - говорит капитан и протягивает шведам древко с красным полотнищем.
Но организаторы матча и тут находят отговорку.
- Для того чтобы вывесить на стадионе советский флаг, - заявляют они, - требуется специальное разрешение городских властей. А сегодня воскресенье, и городские власти отдыхают.
- Как знаете, а мы играть без флага не будем, - говорит капитан и уводит команду в раздевалку.
На стадионе создается «деликатное» положение. Публика шумит, свистит, протестует. И вот, вопреки желанию организаторов матча, над глазной трибуной опускается один из двух шведских и поднимается советский флаг. Поднимается впервые за все время существования советского спорта, поднимается в буржуазной стране, на королевском стадионе, при огромном стечении публики.
Десятый матч в Швеции приобретал особое значение. Проиграть такой матч ни в коем случае нельзя было. И хотя советские футболисты очень устали: за 15 дней провели десять матчей, - они и на этот раз ушли с поля победителями.
После знаменательных игр 1923 года советские футболисты много раз встречались со шведскими и на стокгольмских и на наших стадионах, и почти все встречи сборных команд заканчивались нашей победой, все... кроме последней, которая состоялась в этом году на первенство мира. Именно в этой встрече мы оказались побежденными и лишились права продолжать борьбу за золотой кубок чемпионов мира.
Как? Почему это произошло?
Ответить на этот вопрос и легко и трудно. Во - первых, нас подвел жребий. Из - за него мы оказались в самой тяжелой подгруппе и вынуждены были играть в финальной пульке с самыми сильными командами мира: Бразилией, Англией, Австрией, - каждая из которых могла претендовать на титул чемпиона мира. Во - вторых, нас подвел судья Жолт, который в первой игре с Англией назначил в наши ворота несправедливый одиннадцатиметровый штрафной удар, заставив советскую команду играть лишний матч.
Все эти причины серьезны, справедливы, и, тем не менее, они годятся только для формального оправдания, не больше. Если же говорить по существу, то мы выбыли из соревнования потому, что плохо подготовились к первенству мира.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.