Обращение из декрета народных Комисаров

опубликовано в номере №971, ноябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧЕБНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗАВЕДЕНИЙ ВСЕХ ВЕДОМСТВ В ВЕДОМСТВЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

I. Для преобразования учебно-воспитательного дела, объединения и обновления его на началах новой педагогики и социализма все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения..., а также и учреждения дошкольного воспитания и внешкольного образования, казенные, общественные и частные, передаются в ведомство Народного комиссариата по просвещению... «Ленин застал нас - трех женщин - беседующими по вопросам искусства, просвещения и воспитания, - писала Клара Цеткин в воспоминаниях об Ильиче. - Я как раз в этот момент высказывала свое восторженное удивление перед единственной, в своем роде титанической, культурной работой большевиков...» Ленин говорил своим оппоненткам: «Безграмотность уживалась с борьбой за власть, с необходимостью разрушить старый государственный аппарат. Но разве мы разрушаем единственно ради разрушения? Мы разрушаем для того, чтобы воссоздать нечто лучшее. Безграмотность плохо уживается, совершенно не уживается с задачей восстановления». В докладе на II Всероссийском съезде политпросветов Ильич назвал безграмотность одним из главных врагов нового строя. Прежняя Россия, где лишь один из каждых четырех жителей умел читать и писать, была в этом смысле полудикой страной. Ликвидация безграмотности, говорил Ленин, «не есть политическая задача, это есть условие, без которого о политике говорить нельзя. Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке... без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика». В образовании народа Ильич видел острый социальный смысл. Он отдавал этому уйму времени и сил - и когда работал над декретами об организации просвещения, и когда выступал на Всероссийских съездах учителей-интернационалистов («Задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества»), и когда формулировал «Задачи союзов молодежи», в которых раскрыл, что значит - «учиться коммунизму»... За пятьдесят лет страна прошла большой и сложный путь становления, и всегда просвещение и образование народа были первостепенным делом. Одним из крупнейших завоеваний социализма явилось предоставление всем трудящимся города и деревни возможности бесплатно обучаться в школах, техникумах, вузах. Это социальное право народа закреплено Конституцией. Теперь в СССР учится 73,6 миллиона человек - каждый третий (не считая детей дошкольного возраста). Уже в 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а ныне осуществляется переход к всеобщему среднему образованию. Более половины работающих людей имеет высшее или среднее (полное и неполное) образование. Вот лишь одна историческая параллель. В прошлом учебном году в общеобразовательных школах всех видов обучения насчитывалось 48 миллионов человек, или в пять раз больше, чем в 1914-1915 учебном году, причем в 5-10(11) классах училось в 44 раза больше учащихся, чем до Октября, - 27 миллионов... То же в вузах и техникумах. Сейчас в стране численность учащихся высших и средних специальных учебных заведений составляет свыше 8 миллионов человек, или в 45 раз больше, чем до революции. Лишь в вузах учится более 4 миллионов человек, что превышает в 3,5 раза число студентов в Англии, Франции, ФРГ и Италии, вместе взятых.... В ранние годы Советской власти выдающийся деятель германского и международного рабочего движения Клара Цеткин высказывала свой восторг и удивление перед успехами большевиков в просвещении и образовании народа. Теперь, когда культурная революция в СССР свершилась, нет не только прогрессивного деятеля, но и просто объективного наблюдателя, который бы не свидетельствовал миру о ее изумительных победах и достижениях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дружба народов

Из декларации прав народов России