Присягнувшие знанию

Э Матвеева| опубликовано в номере №971, ноябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Эти снимки, сделанные фотокорреспондентом «Смены» В. Мишиным более четырех лет назад, уже были однажды напечатаны в нашем журнале. Мы вновь возвратились к ним потому, что в канун 50-летия Октября решили узнать, как сложилась жизнь людей, изображенных здесь, какие изменения и сдвиги произошли в их судьбах за эти годы. Итак, в 1963 году «Смена» рассказала о четверых москвичах-студентке вечернего отделения областного пединститута имени Н. К. Крупской Наталье Кукленко, ведущей занятия в одном из классов 486-й школы; преподавателе этого института Богдане Алексеевиче Белинском; его аспиранте - обещающем. молодом ученом Леониде Синем и Саше Горностаеве, который пришел работать в институт радиотехником после окончания средней школы и школы ДОСААФ. Они передавали свои знания и умения как бы по цепочке. Что же произошло с этими людьми? Мы разыскали их. И вот что стало известно. Наташа, вернее, Наталья Ивановна, сменила фамилию, родила дочку. Она окончила институт и по-прежнему преподает в 486-й школе физику в шестых - девятых - десятых классах. Кроме того, она классный руководитель 10 «А», а это значит - у нее безбрежный круг обязанностей и дел: туризм, современная музыка, «факультет физики» в школе, школьный музей... Наташе впору ее судьба: школа, дети, дни, не проходящие без событий. Вот эта девочка, что стояла тогда у доски, она теперь кончает техникум, другие поступили в мединститут, Бауманское училище, университет. На экзаменах по физике их спрашивали: «Кто вас учил?» Отвечали: «Наталья Ивановна Кукленко, любимая учительница». Вот и вся награда, но разве этого мало? Сама Наташа тоже учится. В прошлом году прошла курс методики в Институте усовершенствования учителей. Школа, где она работает, носит имя Героя Советского Союза Евгения Михайлова. Когда-то он тут учился, занимался в аэроклубе... Во время войны погиб. В школе мемориальная доска с его именем. Наташа сказала: «У меня есть весьма одаренные дети - Оля Бармина, Леня Дуганов, Ира Рыбакова. Они не только занимаются на моем «факультете физики» после уроков, но и успевают ходить на занятия в специальную школу, они понимают, связывают между собой вот это: мемориальную доску и возможность ходить в МИФИ, на концерты современной музыки, ездить летом к морю, вообще рассчитывать на интересную, полную жизнь». Да, ребятам дают понять, что существует в мире долг, он существует для каждого из них, и надо отдать его так же самоотверженно, как это сделал Евгений Михайлов, чье имя они пишут на тетрадке рядом с номером школы.

- Наташа, а как поживает ваш преподаватель Богдан Алексеевич? Вы что-нибудь знаете о нем?

- О Белинском? А как же! Он скоро доктором наук станет... Богдан Алексеевич Белинский - специалист по ультразвуку. Тогда, четыре с лишним года назад, когда были сделаны эти снимки, он возглавлял группу, которая по договоренности между пединститутом и Всесоюзным институтом нефтяной промышленности выполняла важную работу. Ею занимались в группе Белинского аспирант Леонид Синий и радиотехник Саша Горностаев. Синий пришел в аспирантуру с производства, ему эта работа была особенно интересна. Как раз с окончанием ее, он закончил и аспирантуру. Леонид представил интересное исследование и диссертацию, защитил ее, и появился новый кандидат физико-математических наук. Полгода Леонид Синий вел занятия в группе Наташи. Сейчас он сотрудник одного из научно-исследовательских институтов, а Саша Горностаев учится на -четвертом курсе пединститута. У Богдана Алексеевича Белинского тоже страдные дни. Он сейчас в докторантуре. К следующему сентябрю кафедра ждет, что Белинский представит диссертацию. Богдан Алексеевич тоже считает, что уложится в сроки, хотя много времени отнимают аспиранты. Но отказаться от них он не может:

- Ведь это соль нашей работы... Мне вообще везет на талантливых учеников. Возьмите моего нынешнего аспиранта Сашу Логунова. Он уже автор интереснейшей установки. На Всесоюзную конференцию по акустике будем его посылать... Вообще у меня все ребята-аспиранты очень перспективные, интересные. Саша к тому же еще рисует недурно, с ним о живописи потолковать - одно удовольствие...

- Богдан Алексеевич, а куда пойдут эти ребята после аспирантуры?

- Будут учить студентов, аспирантов... Учить и учиться. Узнавать и отдавать и снова узнавать. Это стало законом нашей жизни.... Недавно в «Иностранной литературе» была опубликована повесть американской писательницы Бел Кауфман «Вверх по лестнице, идущей вниз», которая рассказывает о системе просвещения и образования в буржуазном обществе. Героиня повести - учительница Сильвия Баррет пишет, что, «...согласно смете департамента просвещения, сокращение числа учеников в классе даже только на одного обошлось бы городу в восемь миллионов долларов, и у нас классы так переполнены потому, что не хватает ассигнований». «... В Нью-Йорке более 800 неполных средних школ, свыше 86 средних школ и около миллиона учащихся», но «из ста детей, начавших учиться, только 15 поступают в колледж. Большинству же удается получить лишь неполное среднее образование - вот и все». «В школах ежедневно происходит одно нападение ученика на учителя». «Треть учителей - почасовики, временно исполняющие свои обязанности», «из нью-йоркских школ уходит в среднем тысяча учителей в год». Отрывок из письма ученика Сильвии Баррет: «Я все равно уйду из школы в конце полугодия и присоединюсь к своре псов, перегрызающих друг другу глотку в вашем подлом мире, куда вы нас готовите». Отрывок из сочинения ученицы: «Мой лучший друг - это я, моя личность и я сама. Я так считаю потому, что никому нельзя верить. Вот почему я люблю только меня, себя и свою личность...» Суть же просвещения как раз в другом: в умении и желании быть полезным и нужным другим людям, в умении и желании передавать то, что знаешь, по бесконечной цепочке. Не земские деятели, не миссионеры, не странствующие философы-одиночки, разносящие истину, как в старину сеятели засевали поля - рукой из корзины по зернышку, - нет, не они оказались способными повернуть гигантские рычаги народного просвещения. Это оказалось возможным сделать только революционным путем - так, как это произошло в России.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Культура

Из декрета о национализации Третьяковской галереи...