Культура

опубликовано в номере №971, ноябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из декрета о национализации Третьяковской галереи...

Галерея имени П. и С. М. Третьяковых является по своему культурному и художественному значению учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции, и... интересы рабочего класса требуют, чтобы Третьяковская галерея вошла в сеть общегосударственных музеев... 3 июня 1918 года за подписью В. И. Ленина был издан Декрет о национализации Третьяковской галереи. Так, с первых шагов народной власти Советское правительство обратило самое пристальное внимание на культурное, эстетическое воспитание трудящихся масс. В этом декрете подчеркивалось «культурное и художественное значение галереи, выполнявшей «общегосударственные просветительные функции». Было суровое и голодное время для молодой Советской республики. Как указывается в Тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции», «в трудных условиях культурной отсталости страны, острой нехватки квалифицированных кадров и средств государство создавало новую систему народного образования, обеспечившую всеобщую грамотность населения, быстрый подъем науки и культуры, воспитание подрастающего поколения в духе социализма. На службу народу перешли лучшие представители старой интеллигенции, формировалась новая, рабоче-крестьянская интеллигенция, преданная делу социализма». Решая первоочередные задачи по преодолению культурной отсталости, Коммунистическая партия, В. И. Ленин в то же время всячески поддерживали развитие молодого советского искусства. В беседе с Кларой Цеткин В. И Ленин говорил: «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство... Должно вырасти действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создаст форму соответственно своему содержанию». «Искусство принадлежит народу». Эти замечательные слова Ильича легли в основу политики партии, способствующей формированию искусства социалистического реализма. Уже в 1919 году Постановлением Совета Народных Комиссаров была национализирована кинопромышленность. Это было не случайно. Ведь, по определению Ленина, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Великий вождь мечтал о том времени, когда в каждом советском человеке пробудится художник. И искусство было верным помощником партии в воспитании человека новой, социалистической формации - активного, сознательного участника строительства коммунизма. Творческое начало стало определяющим в трудовой деятельности всего советского народа. Полвека существования Советского государства воплотили в реальность указания В. И. Ленина. И ныне многонациональное советское искусство, плоть от плоти народа, правдиво, ярко, разносторонне, с огромной силой партийности и гражданственности отображает исторический путь нашего народа, его героические дела, борьбу за коммунизм. За годы Советской власти благодаря заботам Коммунистической партии и условиям, созданным народной властью, «сложился, как указывается в Тезисах, новый тип художника, который видит свое гражданское призвание в том, чтобы быть участником строительства нового мира». Отвечая на заботу партии и правительства, советские мастера искусств и литературы создали немало высокоидейных, подлинно художественных произведений, достойных нашей эпохи. Их достижения известны всему миру. Победа культурной революции в нашей стране, расцвет советского искусства и литературы доказали правильность ленинской политики в области эстетического воспитания народа. Можно с гордостью и большой радостью говорить о многих мастерах советского искусства, воспитанных партией и народом, о творческих свершениях, о благородном труде в области прекрасного. О представителях старшего поколения, о молодых и совсем юных. О писателях и художниках, музыкантах и артистах. Мы расскажем вам об одном из них - о молодом, талантливом артисте. Он был актером Драматического театра имени К. С. Станиславского, но советские люди знают его больше по кинофильмам, принесшим всемирную славу советскому кинематографу, - фильмам, в которых он создал впечатляющие образы советских людей в разные периоды жизни нашего государства. Мы хотим рассказать о Евгении Урбанском. Е. Урбанский оставил нам незабываемые образы современников - мужественных и жизнелюбивых, стойких и добрых. Мы знаем немало выдающихся мастеров советского экрана: Бориса Щукина и Максима Штрауха, Бориса Бабочкина и Николая Черкасова, Василия Ванина и Николая Мордвинова, Веру Марецкую и Любовь Орлову, Бориса Чиркова и Николая Боголюбова, Серго Закариадзе и Сергея Бондарчука, Михаила Ульянова и Анатолия Папанова, Алексея Баталова и Иннокентия Смоктуновского. И среди них достойное место занимает Евгений Урбанский. Он получал много писем - серьезных и умных, восторженных и наивных, доверительных и искренних, лирических и деловых. Однажды к нему пришло такое письмо (это вовсе не означает, что оно было единственным в своем роде): «... Ваш Василий Губанов, - писала комсомолка Люда Ефремова из города Ставрополя, - стал для меня ярким примером стойкого коммуниста. Никому, кроме мамы, и вот сейчас Вам, дорогой товарищ Урбанский, я не говорила о своей заветной мечте стать коммунистом. Мне сейчас только 19 лет, скоро будет 20. Но для того, чтобы стать настоящим коммунистом, надо так много знать, уметь! Это очень трудно, но важно. Я хочу сделать много полезного людям, много хорошего, чтобы жизнь была честной, интересной и содержательной. Вы своим благородным трудом всегда будете мне служить примером в жизни...» Фильм «Коммунист», в котором Евгений Урбанский сыграл свою первую большую роль, вышел на экраны страны десять лет назад. Всего восемь лет жил в искусстве Урбанский, но за это недолгое время он стал одним из наиболее популярных актеров советского кино. Зрители полюбили и беззаветно преданного идее коммуниста Василия Губанова, и обожженного тоской безымянного инвалида в «Балладе о солдате», и летчика Алексея Астахова, человека, которому вера в партию помогла.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Индустрия

Из декрета совета народных Комисаров