Не прочил актерского будущего своему сыну солдат Великой Отечественной Иван Дикулис. И никогда не слышал свиста пуль и воя снарядов артист цирка Валентинас Дикулис. Но рассказ мой – о династии Дикулисов. Да, знаю, династия определяется единой профессиональной принадлежностью. И все же, рассказывая о Дикулисах, употребить это понятие можно – и нужно! – имея в виду их мужественное отношение к жизни.
...1 января 1941 года поступил Иван в 1-е Ленинградское авиатехническое училище, в июне, почти за десять дней до начала войны, Дикулис принял воинскую присягу.
И вот фронт. Младший сержант Иван Дикулис попадает на передовую. Не повезло младшему сержанту: первый бой – и ранение. Но, к счастью, легкое. Быстро подлечили Ивана в полевом госпитале, и снова – ратный труд солдата.
Не миловали пули Дикулиса. С каждым разом, как будто все точнее и точнее примеряясь, все глубже и страшнее проникали они в тело бойца.
Пятое ранение было самым тяжелым. «О возвращении на фронт вам нечего и думать». Слова начальника, теперь уже не полевого, а тылового госпиталя, звучали с предельной категоричностью.
Но ведь если идет война, его место – место бойца – только там, на фронте.
И опять сумел Иван одного убедить, другого обмануть – и все-таки встретить победу солдатом. Фронтовым солдатом.
Но мы знаем, что и после победы пули настигали победителей.
...В те дни у Ивана Дикулиса была тяжело больна жена, и на операцию, целью которой было уничтожение одной из последних недобитых банд бандеровцев, ему было разрешено не идти. Даже приказано было: оставаться. Но он нарушил приказ, старшина Иван Дикулис, и возглавил боевую группу.
Он шел впереди, и самый первый выстрел стал на этот раз смертельным.
Роковым оказалось известие о его смерти для жены: всего на несколько дней Анна пережила Ивана.
И одиноким, без отца, без матери, остался годовалый малыш, Валентинас.
...Детский дом. Здесь нашел маленький Валентинас материнское тепло воспитательниц. Подрос, поступил в школу-интернат.
И вот как-то первоклашек из каунасской школы-интерната повели летом в цирк. То, что увидел там Валентинас, поразило его. До этого не раз приходилось ему бегать в кино, и казалось, что именно кино любит он больше всего на свете.
А цирк... Это было совсем другое, что-то очень громкое, яркое, красочное. В кино-то дяди и тети не сегодня, а когда-то, может быть, очень давно засняты на пленку, а тут настоящие, живые артисты, сегодня, сейчас демонстрирующие свою ловкость и смелость.
И решил маленький Валентинас: вырасту – обязательно стану артистом цирка.
Больше всего ему понравился на том представлении иллюзионист. Это – да!
И вот уже Валентинас сам показывает в классе фокусы. Ну, конечно, не такие, какие он видел в настоящем цирке. Но все-таки... Даже сам директор школы попросил однажды Валентинаса показать ему фокус с платком – Валентинас прославился своими фокусами на всю школу. С директорским платком пришлось особенно поволноваться – так не хотелось, чтобы директор заметил, как он прячет платок в рукав. И получилось. Был платок – нет платка. Хотя почему же нет? Подошел Валентинас к директору и вынул тот самый платок из кармана директорского пиджака, удивленно пожав плечами: мол, ищете платок, а он в вашем же кармане. Вот дела!
Понравился директору фокус. «Значит, цирковым артистом хочешь стать?» – спросил он у Валентинаса. «Хочу», – уверенно ответил тот. «А ты знаешь, что артист должен быть самым образованным человеком? Ты должен лучше всех учиться, только тогда сможешь стать артистом. О физкультуре, я и не говорю. Без физкультуры, без спорта какой же из тебя будет цирковой артист»...
Это был, наверное, самый радостный день в его жизни: школьник Валентинас Дикулис был принят в самодеятельный цирковой коллектив. Вот она и началась у него – жизнь артиста. Сначала репетиции, а потом – первые представления. И главное, какое звучное, важное у него амплуа (очень понравилось Валентинасу это сказанное режиссером слово) – воздушный гимнаст. Как мистер Икс в его любимой оперетте «Принцесса цирка».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.