Огонь в изящной упаковке

Валерий Плешаков| опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этот Алладин имеет тульскую прописку, инженер по профессии. Почему же так прозвали Николая Мельникова?

...С незапамятных времен в доме Мельниковых хранилась старая ваза. Лежала она в кладовой под кучей старых вещей, которые долгие годы никто не разбирал. О чудо: ваза оказалась с позолотой, чудесным орнаментом, а внутри вмонтирована керосиновая горелка. Рядом обнаружился «тюльпан» – фигурного стекла абажур, похожий на раскрывшийся цветок...

С того дня прошло несколько лет. Коллекция Н. Мельникова пополнилась. Теперь у него двадцать уникальных ретро-светильников.

Хлопотное дело – собирать старинные лампы. В наш электрический век этих хрупких вещей считанные единицы. Некоторые лампы Николай реставрирует буквально из обломков, склеивает по кусочку материал, ремонтирует горелки. Так вторично рождаются прекрасные произведения искусства.

Да, первая находка увлекла Мельникова. И вот, чтобы побольше узнать о предметах своей коллекции, он едет в Ленинград. В Эрмитаже он знакомится с уникальным собранием осветительных приборов прошлых веков. Оказывается, керосиновые лампы ведут свою родословную с 1853 года. Обходились такие лампы дешевле свечей, а горели ярче. В середине прошлого века керосиновые лампы «завоевали» Европу.

Преимущество керосиновой лампы оценили писатели. Изящная «керосинка» – шаровидная, обвитая змеей из кобальтового стекла, была товарищем бессонных ночей Леонида Андреева. Нежный свет, струящийся из-под зеленого абажура, настраивал на творческий лад Антона Чехова и Льва Толстого.

Есть «лампы-картины». На одной из них, выпущенной Императорским фарфоровым заводом, изображен русский парламентер, посланный к «...Мухтар-паше в лагерь его на Аладжанских высотах». На другом рисунке изображен временный лагерь ратников на Марсовом поле. Сама же ваза напоминает раскрывшийся лотос. Желанным подарком невесте была лампа, тулово которой обнимал Амур, пронзенный двумя стрелами или натягивающий тетиву...

Непревзойденными умельцами прошлого считаются фарфоровых дел мастера Севра, Мейсена, Твери. Нередко им приходилось выполнять индивидуальные заказы – такие лампы ценятся особенно дорого.

Две оригинальные ретро-лампы Н. Мельников передал Тульскому областному художественному музею. Недавно Николай восстановил еще один светильник – цилиндр темного стекла с ручками, изображающими драконов.

...Многие вечера Мельников проводит за реставрацией ретро-светильников. Сколько дней пройдет, прежде чем новым экспонатом его коллекции будут восхищаться люди!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Горячие магистрали севера

Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, член ЦК КПСС Борис Евдокимович Щербина отвечает на вопросы журнала «Смена»

Три версии

Повесть