Впервые я увидела полотно Валентины Юдиной на всероссийской молодежной выставке 1972 года. От высоких белых новостроек, уходивших в голубизну неба, исходило ощущение чистоты и юношеской свежести, и невольно думалось, что сама художница должна жить в таком, только что выращенном человеческими руками городе.
Примерно так и оказалось. Валентина Юдина родилась и выросла в Тольятти – городе, в котором даже старожилы не узнают прежнего волжского Ставрополя. Об искусстве мечтала с детства, вернее, и мечтать не решалась, – просто с утра до ночи рисовала в школьных тетрадках. Окончив десятилетку, начала сдавать экзамены в медицинский институт и вдруг неожиданно для всех уехала в Пензенское художественное училище. Но... туда ее не приняли. Все же она осталась в Пензе, днем работала, вечером занималась в городской студии самодеятельных художников. На следующий год добилась, поступила.
Каждый день в училище казался счастьем, каждый день нес открытия... После окончания Валентина уехала в Уфу, куда ее направили учить детей рисованию. Там она впервые начала участвовать в выставках, там познакомилась с интересными художниками, стала работать вместе с ними. С Александром Эрастовичем Тюлькиным, старейшим уфимским живописцем, Адией Хабибулловной Ситдиковой, Александром Васильевичем Пантелеевым.
С годами у Юдиной выработался свой почерк, свое отношение к искусству. Ее работы привлекают чистотой, душевным изяществом и мягкой женственностью. В них царят тишина и мир.
Нежные полупрозрачные краски. Легкие, но очень четкие линии, тонкий рисунок. Вглядитесь в окружающий нас мир, словно говорит художница, почувствуйте, как он прекрасен и как хрупок...
Последние годы Валентина Юдина пишет темперой по левкасу – сложная техника эта особенно красиво передает фактуру изображаемого, дает возможность выявить эстетику поэзию бытия.
Когда в Уфе была устроена первая персональная выставка Валентины, Александр Эрастович Тюлькин сказал: «Вы должны написать «Алые паруса»! Эта книга создана для вас». «Алые паруса» Валентина пока не написала. Или, может быть, все-таки написала? Букет нежно-розовых цветов на окне, за которым виднеются современные городские дома и детская площадка, – разве не является он олицетворением надежды и обещанием счастья?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Юмористический рассказ