О законах композиции фотокора

И Гущин| опубликовано в номере №284, август 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Письмо фотокору Яковлеву

Тов. Яковлев!

Вы совершенно правы: композиция фотокадра является одним ив существенных элементов хорошего фото.

Существует несколько законов композиции, о которых мы постараемся вкратце рассказать вам.

Самый главный - это закон равновесия. Всякий снимок должен быть уравновешен в своих частях линейно. а в глубину - уравновешен планами. Если, например, в одной части снимка большое дерево, - вторая часть снимка должна быть уравновешена меньшим элементом, например кустом, дорогой, идущим человеком и т. п. Часто снимок достаточно уравновешивается падающей тенью или световым пятном. Уравновешивая кадр, нужно соблюдать чувство меры, иначе легко перегрузить уравновешиваемую часть.

При перспективном построении кадра обычно берется три плана: первый план, который служит декоративной деталью; второй план, на котором надлежит остановиться взгляду зрителя, и, наконец, дальний план, служащий общим фоном. Во всяком снимке что - то должно быть главным, остальное - второстепенным. Второстепенное подчиняется главному с таким расчетом, чтобы всячески выделять главное и не отвлекать внимания зрителя. Главное не обязательно должно быть на переднем плане. Главным может быть отдаленная вершина на горизонте, но она должна быть оком - линована с декоративным передним планом. При съемке всегда следует ясно себе представить, что в снимке будет главным и что второстепенным. Это второй закон композиции.

Третий закон - закон пространства направления. Выражается он в том. что куда направлено движение (в портрете - взгляд), там оставляют больше пространства. Например на снимке - бегущий человек. Если бежит слева направо, то справа оставляется примерно три четверти свободного места. Пройденный путь не интересует зрителей. В портрете «пространство направления» обычно определяется взглядом. Если взгляд опущен вниз, то и кадр удлиняется книзу; если - вверх, то дается пространство в верхней части снимка.

Принципов построения кадра существует много. Возьмем два случая: построение по симметрии и построение диагональное. Симметрия линий - обычно наиболее скучное и невыразительное построение. Но иногда симметричное построение наиболее полно отвечает замыслу.

Самым живым и динамичным является построение по диагонали, где основные линии объекта идут по диагоналям кадра. Крайне выигрышно будет такое построение, где ни одна линия не идет параллельно другим и не повторяет первую. Например в портрете направление взгляда, линия плеч, наклон головы и т. д. должны иметь различные направления. Это придаст кадру динамичность и выразительность.

Сказанным, конечно, не исчерпываются законы композиции. Однако этого достаточно, чтобы уяснить себе роль композиции кадра при съемке. Хорошие снимки нельзя рассчитывать получить случайно. Только развивая свой вкус и совершенствуя технику, мы сможем дать высокохудожественные работы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены