О трубах, скрипках и доброте

Генрих Гурков| опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одном из журналистских диалогов с замечательным артистом и мудрым человеком Аркадием Исааковичем Райкиным встретилось такое размышление. «Я думаю, – сказал Райкин, – что доброта – лучшее из человеческих качеств». И добавил: «Доброте нужно учиться с самого детства, всю жизнь. А как учить доброте? Разъяснять ее смысл? Нотации читать какие-то? Нет, это все пустое, не дойдет. Урок доброты – поступок, пример».

Взгляните на фотографии на этой полосе «Смены». Перед вами – несколько эпизодов одной встречи, которая состоялась в нашем прославленном творческом учебном заведении – Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. Юные музыканты принимают ребят из детского дома.

Все нормально, мальчишки и девчонки пришли в гости к мальчишкам и девчонкам, не так ли? И да и нет.

Пройдите по коридорам ЦМШ, остановитесь у стендов с портретами ее выпускников. Это гордость советской музыкальной культуры. И те самые Саши, Тани, Миши, которые весело носятся в перемену по этим же самым коридорам (что в их возрасте совершенно естественно), отбирались опытными педагогами по всей нашей стране, среди самых талантливых кандидатов. Через несколько лет многие из них станут лауреатами международных конкурсов, им будут посвящаться восторженные рецензии, в их жизнь прочно войдут огни концертных залов, цветы и овации публики. И еще в нее войдет – и уже вошел – упорнейший, напряженнейший труд, без чего в искусстве, как известно, триумфов не бывает. И все же, согласитесь, – постояв у стендов с известными на весь Союз, знаменитыми в мире именами, скажешь: ведь поистине звездные судьбы у тех, кто был удостоен чести учиться в ЦМШ...

А вот судьба гостей сложилась иначе. Трудные или распавшиеся семьи. Много ранней горечи и недетских обид. И в силу того особое, многократно усиленное стремление к человеческому теплу, к товариществу, к доброте.

Когда наш журнал начал в прошлом году разговор о детских домах, об их проблемах, о поддержке, которую им необходимо оказать, отклик был поистине всенародным. Мы тогда, в частности, предложили создать в детских домах библиотеки – и уже через несколько дней после выхода в свет номера журнала с этим призывом некоторые из наших редакционных кабинетов стали напоминать, книжные склады. Так прежде случалось: когда с помощью читателей создавались две библиотеки в Новом Уренгое – городе строителей и газодобытчиков на Тюменском Севере. И идут сегодня в адрес журнала для детских домов бандероли, пакеты, коробки, ящики с книгами. Будут библиотеки во многих и многих детских домах!

Но ведь, разумеется, есть и другие формы дружеской помощи ребятам, которым труднее, чем большинству их сверстников. В Центральной музыкальной школе рассуждали вполне конкретно: в наших возможностях, сказали там, взять шефство над несколькими детскими домами.

...Выступали пианисты, скрипачи, виолончелисты, духовой оркестр выступал. Потом устроили чай с пирогом. И долго не хотели расходиться.

Педагоги Центральной музыкальной школы, партийная и комсомольская организации в этом вопросе – стопроцентные единомышленники, что я поняп с совершенной очевидностью во время разговора в кабинете директора ЦМШ Валентина Сергеевича Бельченко. О шефстве над детскими домами педагоги и учащиеся ЦМШ говорят очень тепло и очень предметно.

Уже новые встречи «на своем поле» и в гостях состоялись, и еще многие новые планируются. И с шефскими концертами бригады ЦМШ регулярно выступают перед детдомовцами Москвы, Ленинграда...

Да, уроки доброты – это поступок, пример. Хорошее не забывается. И пойдут эти уроки на пользу всем – и ребятам из детских домов и ребятам из ЦМШ. Ведь кто станет спорить: среди множества талантов по-особому радостно наблюдать и переживать талант человечности.

Спасибо вам, «цээмшата»!

От редакции

Наша рубрика «Детский дом – теплый дом» стала постоянной в журнале. Мы считаем, что самую активную позицию в шефстве над детскими домами и интернатами должны занять комсомольские организации заводов, учреждений, вузов. Комитеты ВЛКСМ могли бы взять под свою опеку создание библиотек, сооружение спортивных площадок, могли бы привлечь энтузиастов к ведению кружков и секций.

Ждем писем, ждем ваших идей и предложений!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Виджет Архива Смены