О «Северной весне» Леонида Архангельского

Степан Медведев| опубликовано в номере №246, июнь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если вы хотите составить общее представление о книге в целом, то возьмите следующие строфы:

«Беспечность мы сожгли дотла.

Под яростным военным небом,

Чтобы республика была Богата песнями и хлебом,

Чтоб песни памятью земли

О тех звучали и не меркли,

Чьи руки первые легли

На историческую стрелку».

Это из стихотворения «Платформа Ухтомская». Из стихов о героях нашей революции и новом колхозном хлебе составлена вся книга «Северная весна».

Вы открываете книгу и читаете сильные лирические стихи о «балтийце» - одном из тех, «чьи руки первые легли на историческую стрелку» нашей революции. Далее идут стихи о бронепоездах гражданской войны, о буденовской гармонии и о субботнике на товарной. Эти революционные исторические сюжеты разработаны автором в лирическом плане. Лиризм, пронизывающий стихи, показывает, какая весна близка сердцу поэта. Это - весна революции.

В книге отображены борьба с кулачеством («Колхоз и засуха»), коллективизация кочевых племен («Цыганский делегат»), индустриализация страны («Болотное утро»). И в этих стихах весна дана автором как время жаркого боя за колхозы, за индустрию. Недаром в эпиграфе к книге мы читаем: «Она пришла и стала рядом,

Горя звездой, гремя прикладом».

Это - обобщающий образ весны. Образ конкретизируется каждым стихотворением, и в этом - большое достоинство поэтической работы Л. Архангельского.

Автор избежал пустословия о весне и молодости. Но «белой вороной» влетело в книгу стихотворение «Крымский поезд», в котором есть такие строчки:

«Ах, сердце, ты в тумане розовом -

Мечты осуществленный час!»

Это - от мистических сторон поэзии Блока. Отмечаем это затем, чтобы автор понял: «Балтиец». профиль которого встал перед поэтом «в брызгах горьких и соленых», несовместим с «розовым туманом» и «лиловой мутью». Даже цыгане, осевшие колхозом, далеки теперь от этой «мути»:

«Прощай, Алеко, нам с тобой

Не по пути - в степном пространстве.

Век развенчал своей борьбой

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены