Если вы хотите составить общее представление о книге в целом, то возьмите следующие строфы:
«Беспечность мы сожгли дотла.
Под яростным военным небом,
Чтобы республика была Богата песнями и хлебом,
Чтоб песни памятью земли
О тех звучали и не меркли,
Чьи руки первые легли
На историческую стрелку».
Это из стихотворения «Платформа Ухтомская». Из стихов о героях нашей революции и новом колхозном хлебе составлена вся книга «Северная весна».
Вы открываете книгу и читаете сильные лирические стихи о «балтийце» - одном из тех, «чьи руки первые легли на историческую стрелку» нашей революции. Далее идут стихи о бронепоездах гражданской войны, о буденовской гармонии и о субботнике на товарной. Эти революционные исторические сюжеты разработаны автором в лирическом плане. Лиризм, пронизывающий стихи, показывает, какая весна близка сердцу поэта. Это - весна революции.
В книге отображены борьба с кулачеством («Колхоз и засуха»), коллективизация кочевых племен («Цыганский делегат»), индустриализация страны («Болотное утро»). И в этих стихах весна дана автором как время жаркого боя за колхозы, за индустрию. Недаром в эпиграфе к книге мы читаем: «Она пришла и стала рядом,
Горя звездой, гремя прикладом».
Это - обобщающий образ весны. Образ конкретизируется каждым стихотворением, и в этом - большое достоинство поэтической работы Л. Архангельского.
Автор избежал пустословия о весне и молодости. Но «белой вороной» влетело в книгу стихотворение «Крымский поезд», в котором есть такие строчки:
«Ах, сердце, ты в тумане розовом -
Мечты осуществленный час!»
Это - от мистических сторон поэзии Блока. Отмечаем это затем, чтобы автор понял: «Балтиец». профиль которого встал перед поэтом «в брызгах горьких и соленых», несовместим с «розовым туманом» и «лиловой мутью». Даже цыгане, осевшие колхозом, далеки теперь от этой «мути»:
«Прощай, Алеко, нам с тобой
Не по пути - в степном пространстве.
Век развенчал своей борьбой
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.