Первый всесоюзный конкурс музыкантов - исполнителей выявил ряд исключительных молодых дарований. Они отмечены специальным постановлением и премиями Совнаркома. Мы, можем теперь уверенно говорить о существовании советского стиля исполнения. Родился новый музыкант - исполнитель, мастерство которого созвучно нашему времени.
В начале многими был проявлен скептицизм, общественность хранила глубокое молчание, и даже пресса не уделила достаточного внимания такому значительному факту.
Об этих людях почти не говорили. Самому старшему в 1917 г. было не больше 19 - 20 лет, а самый младший - ровесник Октября. Они съехались со всех концов Советского союза и показали свои достижения. Это было на I всесоюзном конкурсе пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов. Им удалось одержать блестящую победу над скептиками.
У молодого советского музыканта - крепкая здоровая сущность. Он сделан из того же материала и проникнут теми же идеями, что и другие советские молодые люди, работающие на наших фабриках и заводах. Он - не колдун, обладающий таинственной способностью служить «чистому» искусству, он - новый человек, обслуживающий средствами своего мастерства интересы своего класса.
В дни конкурса в Большом зале Московской консерватории царило необыкновенное оживление. Приближались заключительные испытания. К ним были допущены 52 человека из 103 собравшихся в Москве. 26 удостоились премий. Но победителями следует считать не только их, а и всю массу молодых исполнителей, которая прошла на предварительных конкурсах.
На эстраде один за другим появлялись молодые исполнители. Они демонстрировали свое мастерство, Е котором нет штампов, косности, консерватизма. Эти люди научились «рассказывать» по - новому. Они берут из произведения только то крепкое, значительное, жизненное и глубокое, что нам нужно, и отбрасывают все больное и неврастеничное. Слушатели понимают их язык. А завоевать слушателя не так легко!
Вот перед нами шестнадцатилетний пианист Самуил Гилельс, получивший первую премию. Он играет «Свадьбу Фигаро». Это - большое произведение, написанное Листом для фортепиано на темы моцартовской оперы того же названия. Это - красочное блестящее произведение, очень трудное, но исключительно жизнерадостное.
Гилельс начинает играть. Он последовательно и уверенно раскрывает перед слушателями свои замыслы и замыслы композитора. Он делает это решительно, с большим техническим мастерством и с поразительной прозорливостью. Он не увлекается формальными возможностями в ущерб идейкой и смысловой сущности произведения. Его исполнение проникнуто бодростью. Слушатели не могут не поддаться очарованию игры шестнадцатилетнего пианиста.
Но секрет этого успеха надо будет искать не только в природных дарованиях Гилельса, но и в той внутренней идейной насыщенности, которая не оставляет места для сомнений, колебаний и неврастенических переживаний. Человек, обладающий этими болезненными чертами, не может быть строителем завода или капитаном корабля, не может он быть и подлинным советским музыкантом - исполнителем, который так нужен нам сегодня.
А Гилельс может. И он не одинок. Здоровые черты, характеризующие его исполнительскую сущность, свойственны многим участникам всесоюзного конкурса.
Скрипачка Бэба Притыкина получила на конкурсе вторую премию. Бэбе 15 или 16 лет. Она с увлечением рассказывает мне о своих впечатлениях, о разговоре с т. Сталиным, с т. Бубновым. Она показывает мне ценные подарки, полученные ею от правительства. Почетное место среди этих подарков занимает великолепная итальянская скрипка Гальяно, которую Бэба получила из государственной коллекции старинных инструментов.
Бэба берет смычок, играет Шумана, Чайковского. Крейслера. Венявского. Перед слушателем - серьезная, вдумчивая артистка. Скрипка звучит выразительно и благородно. Бэба играет отдельные куски из концерта Чайковского, играет хорошо, технически чисто. Конечно это еще не зрелый музыкант, конечно, она еще не может полностью выявить богатства гениального скрипичного концерта, но и то, что она уже в состоянии сделать, поражает.
Бэба - комсомолка, она органический участник той среды, которую призвана обслуживать своим искусством. Бэба и другие наши молодые исполнители окружены особым вниманием общественных и комсомольских организаций. Им создают благоприятные условия для успешного роста и работы.
У каждого из 26 премированных исполнителей своя индивидуальность и свое исполнительское лицо. Но одна черта роднит выступавших на конкурсе. Это то новое, советское отношение к материалу, которое можно было наблюдать и у виолончелистов, и у скрипачей, и у пианистов и у вокалистов.
Молодняк произвел советизацию исполнительского искусства. В его рядах партийцы, комсомольцы, пионеры и... октябрята.
Четыре смены! Все они приносят в свое мастерство новые элементы свежести, бодрости и ясности. И даже пионеры и даже октябрята!
На музыкальных торжествах вне конкурса выступили 9 исполнителей - виртуозов в возрасте от 8 до 14 лет. Они совсем не похожи на нещадно эксплуатируемых вундеркиндов буржуазных стран. Наши вундеркинды окружены вниманием и заботой. Они веселы и здоровы. Они еще не перестали быть детьми, не стали еще профессионалами. Им еще надо окрепнуть и вырасти. Это - таланты. Их надо беречь. Они идут вслед за своими старшими товарищами, которые на всесоюзном конкурсе исполнителей одержали огромную победу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.