О людях, которые входят в жизнь

А Кронгауз| опубликовано в номере №241-242, март 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фабзавучи выращивают новую поросль рабочего класса, выращивают людей - строителей второй пятилетки. Как живут фабзавучники, какое их быт, как формируются их общественно - политические взгляды и стремления и т. д. - вот вопросы, отнюдь не маловажные для комсомола, обязанного неустанно заботиться о классовом социалистическом воспитании фабзавучников.

В очерке А. Кронгауза о Люберецкой школе ФЗУ показано, что там, где воспитательная работа комсомола среди фабзавучников ослаблена, где отсутствует партийно - комсомольское влияние, там среди рабочих подростков. «входящих в жизнь», начинает действовать, не встречая должного отпора, классовый враг. Сигнализируя о таких явлениях на примере Люберецкой школы, «Смена» привлекает к этому материалу внимание всех комсомольских организаций.

Дверь голландской печки открыта, красный отблеск огня, словно вымпел, развевается по комнате, он пролетает над зеленым рядом кроватей, он освещает молодые лица у нагретой печи. Сегодня здесь тепло, закопченные котелки, наполненные картофелем и пшеном. трещат в огне. Ребята разговаривают спокойно, неторопливо. Завтра выходной.

- Индейцы что? У индейцев богатая была жизнь. Да...

Ученик Люберецкого фабзавуча Субботин ярко и подробно описывает кровавого индейского вождя, малиновое его одеяло, бурые волчий хвосты на красной голове...

- А у нас тут валенки воруют, - совсем нелогично замечает кто - то, - будто свои все, а воруют... Беда, ей - богу.

- Да ну тебя с валенками твоими, - отмахивается Субботин, - пропил их небось.

И продолжает рассказ:

- Доблестный был вождь Золотой браслет...

- На производственное совещание разве сходить, - говорит один из слушателей Субботина.

- А чего там делать? - неторопливо замечает Субботин: - как они к нам, так и мы к ним. Почему получки не дают?

Он умеет говорить складней и вразумительной других фабзайцев, и не всякий способен с ним спорить.

В другом конце комнаты двое ребят шелестят засаленными картами. Один читает отрывок местной газеты. Из коридора доносится песня. Девушка поет:

- Гоп со смыком, это буду я. Граждане, послушайте меня!

Вспыхивают электрические лампы. Общежитие фабзайцев, украшенное только что красными бликами огня, становится внезапно серым и грязным. На одной койке сбилось темное одеяло, под ним нет белья. На другой - темная от грязи подушка. Все сидят в рабочих костюмах прямо на постелях: нет табуреток. Девушка, что пела в коридоре, заглядывает в комнату: Эх вы! - кричит она: - чистехи! вот свинюшник развели!...

У комсомолок - учениц - из соседней комнаты - белые наволочки и накидки, стены, расцвеченные иллюстрациями, заботливый порядок.

В случайных словах, в грязных подушках, в истрепанных игральных картах, в украденных валенках, в индейском рассказе, заменившем некоторым ребятам производственное совещание, в злой фразе Субботина - во всем этом сквозит тревожное для нас, наносное, чуждое комсомольскому фабзавучу.

Многие миллионы затрачиваемых рублей. Десятки тысяч руководителей. Неизменная забота большевиков. Новые люди, которым легче побеждать рабские привычки и пережитки прошлого. И вдруг - грязный налет.

Школа ФЗУ Люберецкого завода имени Ухтомского отнюдь не может быть названа худшей школой. Можно было бы рассказать о хорошем! Последний месяц партийный и комсомольский комитеты завода крепко взялись за ФЗУ. Первые удары - по чуждым людям и их влиянию научили товарищей многому. Несколько упорных дней работы показали, как можно и нужно побеждать. Начало сделано. Путь намечен.

От вечных льдов до южных морей протянулись большевистские заводы. Дети с разным говором, с разным цветом кожи готовятся в фабрично - заводских школах стать кадровыми рабочими этих заводов. Молодые начинающие комсомольцы проходят индустриальную выучку, закаляются на смену старым комсомольцам, готовятся стать костяком мощного комсомольского организма. Много есть в этом отличного, нового. неслыханного в истории мира. Но не об этом сегодня наши слова. Сегодня - о чужом. Сегодня - об извилистых коридорах, по которым идет чужое - враждебное, к нам. Сегодня - о тревоге и борьбе... А ведь школа ФЗУ Люберецкого завода имени Ухтомского - не худшая школа...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены