Фабзавучи выращивают новую поросль рабочего класса, выращивают людей - строителей второй пятилетки. Как живут фабзавучники, какое их быт, как формируются их общественно - политические взгляды и стремления и т. д. - вот вопросы, отнюдь не маловажные для комсомола, обязанного неустанно заботиться о классовом социалистическом воспитании фабзавучников.
В очерке А. Кронгауза о Люберецкой школе ФЗУ показано, что там, где воспитательная работа комсомола среди фабзавучников ослаблена, где отсутствует партийно - комсомольское влияние, там среди рабочих подростков. «входящих в жизнь», начинает действовать, не встречая должного отпора, классовый враг. Сигнализируя о таких явлениях на примере Люберецкой школы, «Смена» привлекает к этому материалу внимание всех комсомольских организаций.
Дверь голландской печки открыта, красный отблеск огня, словно вымпел, развевается по комнате, он пролетает над зеленым рядом кроватей, он освещает молодые лица у нагретой печи. Сегодня здесь тепло, закопченные котелки, наполненные картофелем и пшеном. трещат в огне. Ребята разговаривают спокойно, неторопливо. Завтра выходной.
- Индейцы что? У индейцев богатая была жизнь. Да...
Ученик Люберецкого фабзавуча Субботин ярко и подробно описывает кровавого индейского вождя, малиновое его одеяло, бурые волчий хвосты на красной голове...
- А у нас тут валенки воруют, - совсем нелогично замечает кто - то, - будто свои все, а воруют... Беда, ей - богу.
- Да ну тебя с валенками твоими, - отмахивается Субботин, - пропил их небось.
И продолжает рассказ:
- Доблестный был вождь Золотой браслет...
- На производственное совещание разве сходить, - говорит один из слушателей Субботина.
- А чего там делать? - неторопливо замечает Субботин: - как они к нам, так и мы к ним. Почему получки не дают?
Он умеет говорить складней и вразумительной других фабзайцев, и не всякий способен с ним спорить.
В другом конце комнаты двое ребят шелестят засаленными картами. Один читает отрывок местной газеты. Из коридора доносится песня. Девушка поет:
- Гоп со смыком, это буду я. Граждане, послушайте меня!
Вспыхивают электрические лампы. Общежитие фабзайцев, украшенное только что красными бликами огня, становится внезапно серым и грязным. На одной койке сбилось темное одеяло, под ним нет белья. На другой - темная от грязи подушка. Все сидят в рабочих костюмах прямо на постелях: нет табуреток. Девушка, что пела в коридоре, заглядывает в комнату: Эх вы! - кричит она: - чистехи! вот свинюшник развели!...
У комсомолок - учениц - из соседней комнаты - белые наволочки и накидки, стены, расцвеченные иллюстрациями, заботливый порядок.
В случайных словах, в грязных подушках, в истрепанных игральных картах, в украденных валенках, в индейском рассказе, заменившем некоторым ребятам производственное совещание, в злой фразе Субботина - во всем этом сквозит тревожное для нас, наносное, чуждое комсомольскому фабзавучу.
Многие миллионы затрачиваемых рублей. Десятки тысяч руководителей. Неизменная забота большевиков. Новые люди, которым легче побеждать рабские привычки и пережитки прошлого. И вдруг - грязный налет.
Школа ФЗУ Люберецкого завода имени Ухтомского отнюдь не может быть названа худшей школой. Можно было бы рассказать о хорошем! Последний месяц партийный и комсомольский комитеты завода крепко взялись за ФЗУ. Первые удары - по чуждым людям и их влиянию научили товарищей многому. Несколько упорных дней работы показали, как можно и нужно побеждать. Начало сделано. Путь намечен.
От вечных льдов до южных морей протянулись большевистские заводы. Дети с разным говором, с разным цветом кожи готовятся в фабрично - заводских школах стать кадровыми рабочими этих заводов. Молодые начинающие комсомольцы проходят индустриальную выучку, закаляются на смену старым комсомольцам, готовятся стать костяком мощного комсомольского организма. Много есть в этом отличного, нового. неслыханного в истории мира. Но не об этом сегодня наши слова. Сегодня - о чужом. Сегодня - об извилистых коридорах, по которым идет чужое - враждебное, к нам. Сегодня - о тревоге и борьбе... А ведь школа ФЗУ Люберецкого завода имени Ухтомского - не худшая школа...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.