ни соплеменников, самцы получают неплохой материал для размышлений. Потому что, несмотря на очаровательную форму, заключенный в них смысл самый что ни на есть прозаический: «Я уже занял этот участок леса, советую держаться подальше».
Птицы, имеющие свою территорию, чувствуют себя в ее пределах очень уверенно. Но быть собственником непросто, тут уж не посидишь спокойно. Обосновавшись на определенном участке, границы которого хорошо известны законному владельцу, хозяин, распевая, перелетает с места на место и тем самым как бы проводит каждый раз контур, расставляет «пограничные столбы» на охраняемой территории. Если ему покажется, что возможно вторжение – раздастся голос чужака, – он задерживается на этом участке и начинает петь здесь особенно старательно.
Коростель совсем не певчая птица. он огораживает свое владение несколько иначе, хотя и у него в итоге изгородь получается музыкальной. Время от времени коростель обходит избранную территорию пешком, а вернее – бегом, издавая при этом хорошо знакомый многим своеобразный скрипучий крик, за который он получил второе название: дергач. Бежит коростель, вытянув шею и голову вперед. Иногда он останавливается, чтобы прислушаться. Поскольку дергач обычно отправляется в путь по одному маршруту, в траве образуются коридоры.
Кузнечики и кобылки, ведущие оседлый образ жизни, тоже сообщают своим собратьям, что владение занято. Если расстояние между самцами кобылок начинает уменьшаться, издаваемые ими звуки становятся короче, а сами сигналы интенсивнее.
Быть бездомным – значит остаться одиноким. Именно так стоит вопрос у многих птиц и зверей. Не сумел заполучить нужную территорию – не обзаведешься семьей.
Неизвестно, долго ли собирался с духом бездомный соловей, но, задумав отнять «жилплощадь», которая принадлежала его собрату не один год, он сделал остановку в кустарниковых зарослях. У хозяина, обнаружившего его там, естественно, это не вызвало прилива радости. Он расположился в нескольких метрах от пришельца и принялся петь, недвусмысленно давая понять: убирайся восвояси. Непрошеный гость тоже не молчал. Песенный поединок продолжался целых полчаса. Поняв, что по-хорошему не получится, законный владелец замолчал. Хвост его, словно веер, распускался и складывался, то двигался вправо, то влево, а сам соловей издавал очень низкое рокочущее «р-р-р-р». И вот он уже направился к противнику. Претендент был вынужден оставить куст.
Синицы, не поделившие участок, бывают настроены не менее воинственно. Самцы болотной гаички, сидя друг против друга, поднимают вверх клювы и прижимают к телу перья. А потом с угрожающими криками начинают перелетать с ветки на ветку.
Барабанная дробь большого пестрого дятла тоже означает, что лесной санитар обосновался в этом микрорайоне. Для еще не вступивших в брак самок дятлов да и для самок всех остальных птиц исполнители серенад и привлекательны потому, что у них уже есть владения. Дятел ничем не отличается от других птиц своим отношением к тем, кто не считает нужным вести себя прилично и начинает предъявлять претензии на чужую собственность. Если пришелец, словно у себя дома, принимается стучать клювом по дереву, барабанная дробь хозяина приобретает иной оттенок: она звучит громче, чем обычно. Время от времени дятел замирает, вытянув угрожающе клюв, и снова начинает барабанить.
Способность полевых сверчков отважно защищать свой дом была известна давно. В странах Юго-Восточной Азии их специально разводили, чтобы потом, сведя вместе, с нетерпением ждать, кто же одержит верх. Дерутся сверчки своеобразно. Издавая сигналы нападения, оба противника сцепляются усиками и начинают толкаться, стараясь укусить друг друга. В конце концов один побеждает. Исполнив боевую песню, он кусает потерпевшего поражение и опрокидывает его на бок.
Кузнечики не хуже сверчков умеют постоять за себя. Вступая в бой с противником, они потирают задними ногами брюшко, угрожающе скрежещут.
У птиц заядлыми драчунами считаются зяблики, горихвостки, зарянки.
Много ли, мало проходит времени, но постепенно территориальные конфликты случаются все реже, у животных появляются новые заботы. У одних рождаются детеныши, другие ожидают этого радостного события. У грачей главным кормильцем семьи является самец. В его обязанности входит обеспечивать пищей птенцов, он должен заботиться и о том, чтобы не голодала супруга. Когда самка сидит на яйцах, грач держит ее в курсе происходящих событий. Он сообщает, где находится сам, а подпетая с кормом к гнезду, докладывает, какой раздобыл для нее обед. Лишь в период, предшествующий появлению птенцов, грач в зависимости от обстоятельств употребляет четыре различных сигнала, и ответные крики его подруги неодинаковы.
Сколько же всего слов говорят «братья наши меньшие»? Насекомые ухитряются передать нужную информацию с помощью «слов», которые умещаются в тоненьком «словаре» : у них существует 13 звуковых сигналов, однако один какой-нибудь вид использует не больше семи. Прудовые лягушки в разных случаях своей жизни издают шесть отличающихся друг от друга сигналов. Куры по сравнению с лягушками очень разговорчивы: у них можно насчитать 25 криков.
О чем кричат звери, как поют птицы, что за звуки издают рыбы – эти вопросы интересовали людей с незапамятных времен. Прежде всего, конечно, с практической точки зрения. Однако объективное, с применением точных приборов исследование языка животных началось сравнительно недавно, в послевоенные годы. Расшифровать этот язык чрезвычайно важно. И не только в научных целях. Нет более надежного способа управлять их поведением. Зная, о чем говорят животные, и обращаясь к ним на их языке, можно добиться фантастических успехов. Пока биоакустика – наука, изучающая общение животных с помощью звуковых сигналов, – делает первые шаги, но и сегодняшние ее достижения уже многое дают людям. Используя специальную аппаратуру, люди обнаруживают по звукам местонахождение рыбьих косяков, записав и воспроизведя крики птиц, заставляют пернатых покинуть сады, виноградники и поля. Можно избавиться и от скоплений комаров, если имитировать их звуки.
Но не все исчерпывается практической пользой. В наш век растущей урбанизации каждый человек при первой же возможности стремится побыть хоть немного наедине с природой. Это стало необходимостью. Мы идем по лесу, сквозь листву пробиваются лучи солнца. Со всех сторон доносятся птичьи трели, стрекот кузнечиков... Настоящий концерт. Мы наслаждаемся затейливыми мелодиями и вовсе не задумываемся о том, что ведь это разговаривают «братья наши меньшие»...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть