Клуб «Музыка с тобой»
«Песняры». Популярность этого ансамбля действительно нестареющая. Клуб «Музыка с тобой» постоянно получает письма, в которых читатели интересуются, над чем работает ансамбль, каковы его планы. В предлагаемой публикации «Песняры» рассказывают о себе сами.
– Недавно «Песняры» отметили свое двенадцатилетие. За это время ансамбль записал пять пластинок, каждая из которых была новым шагом в творческом развитии группы. Концертные программы «Песняров» никогда не повторяют одна другую. На последних гастролях в Москве и Московской области прозвучали два новых цикла – народные обрядовые песни и песни на слова шотландского поэта Роберта Бернса...
В. МУЛЯВИН. Собственно, мы никогда и не отходили от своей традиционной тематики – белорусских народных песен. Нам только хотелось исполнить их по-новому, так, чтобы, один раз прослушав, люди сразу узнавали: поют «Песняры». Трудно было найти нужную манеру исполнения. Народные песни рождались и пелись в крестьянских домах, в поле, на гуляньях и в праздники, а музыкальные инструменты делали простые люди – народные умельцы. Не голый текст, а весь этот живой, яркий колорит и нужно было перенести на современную эстраду.
Народные белорусские песни «Рушники», «Косил Ясь конюшину». «Ой, рано на Ивана», «Стоит верба» и другие составляли стержень наших первых программ, первых пластинок. Но постепенно появилось желание перейти к более сложным музыкальным формам. Это были «Песни о доле» и особенно «Гусляр» Игоря Лученка – поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган». Здесь мы попытались соединить народную песенную мелодику с современными симфоническими приемами, здесь много сложных вокальных моментов, в том числе и капелльных. Мне трудно говорить о том, получился «Гусляр» или нет, наверное, все-таки он рассчитан не на массовую аудиторию. Какая-то часть слушателей из-за большого временного звучания, серьезности, симфонизма отошла от нас. Поэтому появилась необходимость найти новую форму, в которой бы соединились масштабность «Гусляра» с доступностью первых работ ансамбля. Это немного похоже на радугу – она едина, но состоит из отдельных цветных полосок. Такой новой формой и стали для нас обрядовые песни.
– Теперь вопрос к вам, Владислав. В начале каждого концерта вы рассказываете слушателям о народных обрядовых песнях, о специфике их исполнения. Пожалуйста, познакомьте с ними и нашу читательскую аудиторию.
В. МИСЕВИЧ. Обрядовые песни делятся на четыре части по временам года: зимние – колядные, весенние – волочебные, летние – купальные и осенние – жнивные. В этих песнях люди желали друг другу здоровья и счастья, любви и верности, легкой борозды в поле и богатого урожая. Словно родниковая вода, отражают они душу народа. Посмотрите, какие красивые названия у песен: «Дажинки». «Ой, на море по синему Дунаю». «Сегодня Купала, завтра Ян». «Поженила мать молодого сына». Тексты этих песен были найдены во время поездки «Песняров» с Игорем Лученком по полесским деревням. А слова обрядовых песен нам предоставил Институт фольклора Белорусской Академии наук.
– Второе дыхание последней программы «Песняров» начинается с песен на слова Роберта Бернса. Музыку к ним написал участник ансамбля пианист Игорь Полевода. Обращение к шотландскому классику – это эксперименте
И. ПОЛЕВОДА. В какой-то степени – да. Владимир Георгиевич говорил о том, что сейчас мы ищем новые формы работы. Цикл песен на слова Бернса еще более облегчен, чем цикл обрядовых песен. Здесь слушатели не испытывают трудностей, связанных с пониманием текста, мы пользовались прекрасными переводами Маршака.
Поэзия Бернса близка по духу нашему ансамблю. Он бережно относился- к фольклору. просто и красочно рассказывал о труде и быте крестьян, об их радостях и печалях, его стихи напоминают народные песни. В автобиографическом письме к доктору Муру Берне писал: «От старых песен прорастали дремавшие во мне зерна поэзии...» Конечно, песни разных народов отличаются друг от друга, но есть в них что-то общее, понятное белорусу и шотландцу, русскому и французу. Именно интернациональность народной песни мы и попытались показать в этой работе.
На последних концертах ансамбль исполнил четыре вещи: «Песню бродячего скрипача». «Песню старой маркитантки». «Базарный шут», «Моему незаконнорожденному ребенку». Всего цикл включает одиннадцать песен.
– Музыковед А. Петров писал: «Песняры», по сути дела, создали заново белорусскую эстраду. Они во всем были первыми...» Но время шло, в Белоруссии появлялись новые интересные ансамбли, ставшие сегодня в какой-то мере соперниками «Песняров». Как вы к этому относитесь?
В. МИСЕВИЧ. Да, в последнее время стало трудней удержаться на волне популярности. Повысилась требовательность слушателей: они получают больше музыкальной информации, у них есть выбор. Сейчас каждый ансамбль имеет своих поклонников. Нас радуют успехи других, например, ансамбля «Сябры», руководитель которого Валентин Бадьяров одно время работал в «Песнярах». У них есть удачные вещи – «Девушка из Полесья», «Глухариная заря». «Кася». Это относится не только к белорусским ансамблям: приятно, что успешно работает с русским фольклором, например. «Ариэль». И здесь нет соперничества, конкуренции, у нас общее дело – показать свежесть и чистоту песенного богатства советского народа.
– За последнее время состав "Песняров» немного изменился. Как приходят музыканты в ансамбль, какие требования ставятся перед ними?
В. МУЛЯВИН. Во-первых, это должны быть профессиональные музыканты. Во-вторых, люди, постоянно творчески работающие. И, наконец, просто хорошие люди. Относительно недавно работают в «Песнярах» Игорь Полевода, Владимир Ткаченко. Сергей Лапташев.
С. ЛАПТАШЕВ. Для любого музыканта «Песняры» – это прежде всего школа высокого профессионального мастерства. Более опытные участники ансамбля: Александр Демешко. Леонид Тышко. Анатолий Кашепаров и другие – помогают молодым быстро освоиться в коллективе. начать работать «в один голос» с остальными. В то же время в нашем ансамбле каждый может сохранить индивидуальность, личное творчество, предложить что-то свое...
– И последний, традиционный вопрос...
В. МУЛЯВИН. Естественно, планы на будущее. В ближайшее время – гастроли в Латинской Америке, затем будем продолжать работу над Бернсом. В следующем году «Песняры» подготовят большую трехчасовую программу, посвященную 100-летию со дня рождения народных поэтов Белоруссии – Янки Купалы и Якуба Коласа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.