Новые крылья

Ю Новосельцев| опубликовано в номере №663, январь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Невысокая комната, похожая на внутренность сильно сплюснутого шара, была совершенно пуста.

- А где же... генератор? - с трудом выговорил Гвоздаков и потрогал гладкую, сильно вогнутую стену.

- Он у нас под ногами, - ответил инженер и поднял дюралевую крышку одного из люков в полу.

Из - под широкого кольца виднелись крупные ролики, покрытые густой, янтарного цвета смазкой. На кольце лежало второе, немного меньшего диаметра, набранное из клиновидных пластин красной меди.

- Радиально - упорный роликоподшипник, - пояснил Вершинин. - Диаметр - больше двух метров. Вместе с подшипником смонтирован и генератор постоянного тока. Вот это - коллектор генератора. Якорь и коллектор неподвижны, а электромагниты вращаются с ветроколесом.

- Тоже ваше изобретение? - спросил Рябчинский.

- Нет, что вы!... Если разобраться, то во всех этих великанах только и есть моего - принцип горизонтального крыльчатого ветроколеса. А в целом - заслуга коллектива. Здесь десятки изобретений и усовершенствований. Даже академик Викторов не остался в стороне: подвеска ветроколес на тросах в пролетах между мачтами - его предложение. Наша Таня Головко, и та уже во время монтажа подала мысль, из - за которой нам пришлось сдать в переплавку почти полторы тысячи тонн металлоконструкций.

- И большие это убытки причинило строительству? - спросил Рябчинский.

- Какие же убытки? - удивился Вершинин. - Наоборот! Сложные фермы, создающие большое сопротивление вращению в воздухе, удалось заменить тросами, натянутыми, как спицы в велосипедном колесе. Таня так и сделала: на технический совет строительства пришла с велосипедным колесом.

- Очень интересно, - улыбнулся Рябчинский. - Но сколько же стоили выброшенные металлоконструкции?

- Около двух миллионов рублей! Просто замечательно получилось! Ведь в дальнейшем будет гораздо дешевле...

- Георгий Петрович! - прервал Рябчинский. - Меня несколько удивляет ваш бодрый тон. Неужели вас радует ущерб в два миллиона, нанесенный Советскому государству? Странно...

- Да какой же ущерб? - уже с досадой воскликнул Вершинин. - Ведь если машина совершенствуется в процессе постройки или эксплуатации, то ее части, замененные лучшими, выбрасывают, хотя они и стоят денег. Вон в портах недавно заменили на мощных кранах тысячи грузовых стрел. Так что же, и там нужно убытки подсчитывать? А с самолетами? Очень часто в процессе постройки...

- Примеры ваши меня не убеждают, - возразил Рябчинский. - Меня удивляет, что какая - то девушка смогла существенно изменить конструкцию, которую создавали опытные инженеры... Простите меня, но подобные дела, когда

по форме - все благополучно, а по существу - миллионный ущерб государству...

- Так покажите нам вашу знаменитую монтажницу! - поспешно попросил Гвоздаков, явно желая переменить тему разговора.

Вершинин открыл дверь, вогнутую, как и стена круглой комнаты. Гвоздаков и Рябчинский вышли за ним на узенький балкончик, кольцом огибавший генераторную.

Рябчинский, схватившись за тонкие стержни перил, на мгновение зажмурился, чтобы побороть отвратительное чувство головокружения. Откуда - то доносился высокий девичий голос:

- Георгий Петрович! К нам добирайтесь, ждем вас!

Рябчинский открыл глаза. Далеко внизу, словно блестящий черный жук, по узенькой тропинке быстро катил по дороге автомобиль... Немного ниже балкончика на трубчатом ободе гигантского колеса стояла девушка, подняв кверху приветливо улыбающееся смуглое лицо. Под ободом, между двумя вертикальными крыльями, пятеро рабочих покачивались в длинной подвесной тележке, предназначенной, как сообразил Рябчинский, специально для монтажа. Они собирали концевые зажимы на двух длинных пружинах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены