По способам съемки ночную фотографию можно разделить на три вида: первый - дневная съемка «под ночь», второй - съемка при лунном освещении и, наконец, - натуральная ночная съемка при искусственном освещении.
Самый обычный и легкий способ - это съемка против солнца, съемка «под ночь». В этом случае снимают с недодержкой, позитив слегка перепечатывают и получают силуэтные изображения окружающих предметов с яркими световыми бликами.
Особенно удачной подобная «контровая» съемка будет на берегу реки, озера или моря. Солнечные блики, играющие на воде, умело скомпанованные с линией берега и окружающей растительностью, могут дать весьма выразительные кадры. Солнечный диск, если он слегка закрыт облачками, можно брать в кадр, не боясь получения ореола даже на самых обычных пластинках.
Одной из разновидностей дневной съемки «под ночь» является съемка «по свету», когда солнце - за спиной снимающего.
Выбирают кадр так, чтобы строения или другие намеченные для съемки объекты рельефно выделялись на фоне синего неба. Здесь применяется густой светофильтр.
В зависимости от густоты фильтра и ортохроматизации пластинок негатив получается достаточно контрастным. Темнота неба может быть еще усилена при последующей печати. Особенно подходят в этом случае зимние пейзажи: крыши, покрытые снегом, отлично контрастируют с темнотой неба.
При этом виде съемки наилучшие результаты дают панхроматические пластинки или пленки, с применением густого красного светофильтра.
Съемка при лунном освещении технически не представляет ничего трудного, следует только помнить, что актиничность лунного света примерно в 25 000 раз ниже дневного, а поэтому экспозиция определяется минутами и даже десятками минут в зависимости от чувствительности негативного материала.
При полнолунии на пластинке чувствительностью около 170 ХиД, при F: 6,3 экспозиция длится 10 - 20 минут.
Большое значение при этом виде съемки имеют окружающие предметы, отражающие от себя свет: белые стены, снег. Наличие таких предметов позволяет сократить время экспозиции. Наилучшей следует считать съемку «по свету». При съемке против луны небо выйдет светлым и, при достаточной экспозиции, негатив может получиться ничем не отличающимся от снятого днем.
Самую луну в кадр брать не следует, так как при длительной экспозиции в силу своего движения луна выйдет не круглой, а в виде вытянутого эллипса.
Лучше поступить следующим образом: сняв лунный пейзаж, отметить на матовом стекле место, где желательно поместить луну, и на ту же пластинку снять только лунный диск с короткой экспозицией (1 - 2 минуты).
Снимать лучше длиннофокусным объективом или задней линзой. Тогда лунный диск получится более крупного размера.
Наконец, третий вид ночной съемки - съемка при искусственном освещении (фонарей, окон, иллюминации и т. п.). Этот вид съемки дает подлинные ночные эффекты.
Здесь, однако, встречается ряд технических трудностей.
В случае отсутствия специальных противоореольных пластинок все внимание нужно обратить на борьбу с ореолом от фонаря. Хорошо, если представляется возможность закрыть стороны фонаря, обращенные к аппарату, куском желтой или даже красной парафинированной бумаги. Бумага не даст возможности возникнуть ореолу и в то же время просветится настолько, что создастся впечатление светящегося стекла.
Вообще же в ночных съемках, при наличии больших световых контрастов, следует отдавать предпочтение плоским пленкам как наиболее противоореольному негативному материалу. Высокая же чувствительность даст возможность расширить круг съемок и взять объектом освещенную улицу в движении.
Улицу в движении снять крайне трудно. Даже на самых освещенных улицах при большой светосиле объектива не удается получить моментально снимка - 0,05; 0,025 секунды.
Ночные съемки лучше всего производить после дождя, когда на мокром асфальте играют отражения уличных огней, увеличивающие количество света и дающие дополнительные световые эффекты. Экспозиция при современных высокочувствительных пластинках и пленках может быть доведена до 0,5 - 0,2 секунды. Ночную улицу без людей и движения легко снять, задиафрагмировав объектив. Тогда при длительной экспозиции прохожие не запечатлеются. При этом следует закрывать объектив каждый раз, когда перед объективом аппарата будет проходить машина с освещенными фарами или трамвай, иначе на негативе получатся сплошные черные полосы от проходящих огней.
Что касается проявления ночных снимков, то предпочтение следует отдавать мягко работающим, медленным проявителям, типа глицин-пирогалол, чтобы не пропали нежные полутона.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.