Срок обучения в эфиопских школах 12 лет. Тоома предупредили, что он будет преподавать математику с 9-го по 12-й класс. Готовясь к первому занятию, он уже мысленно набросал план первого репортажа, в котором расскажет о трудностях в эфиопской школе, о сложной обстановке в стране. Каково же было его удивление, когда, в первый раз войдя в 11-й класс, он увидел великовозрастных юношей и девушек, некоторым из которых было далеко за 20. Не успел Яллу Малледе, представляя нового педагога, закончить фразу о том, что Тоом из СССР, как в классе раздались аплодисменты. Оно и понятно, народы двух стран издавна объединяют традиционные узы дружбы. «Значит, дело пойдет», – с облегчением подумал Энн. Однако, как только директор вышел из класса, с места раздался голос: «Раз вы из России, значит, будете читать нам лекции о научном социализме. Математика нам не нужна. Мы хотим строить социализм». Всего ожидал Энн от учеников в первый день, любой выходки, но не такой просьбы.
Надо было начинать не с математических формул. Надо было объяснить молодым гражданам революционной страны, что и геометрия с алгеброй для них необходимые предметы, что Эфиопия остро нуждается в собственных специалистах. Например, буквально на днях вычитал Энн в местной газете, что на 30 миллионов населения здесь приходится немногим более двухсот местных врачей.
И вот Тоом начал рассказывать о незабываемых первых годах Советской власти в России. Как создавались комитеты по борьбе с неграмотностью, как не хватало врачей, инженеров, строителей и вождь мирового пролетариата В. И. Ленин призывал молодежь учиться. Пятьдесят учеников, словно завороженные, внимательно слушали преподавателя. Неожиданно тот же голос потребовал: «Вот поэтому-то вы и обязаны познакомить нас с научным социализмом, а математику мы сами выучим».
Решение пришло само по себе. Хорошо, согласился Тоом. Он будет читать им научный социализм, но с одним условием. Вниманию класса предлагается задача по геометрии из программы 10-го класса. Если большинство решит ее успешно, так и быть, просьба учеников будет удовлетворена. Расчет был точный. Ребята около двух лет не брали в руки учебников, наверняка многое позабыли, а его долг – научить их математике. Для того он и приехал в Эфиопию.
Как он и предполагал, многие задачу не решили. «Не огорчайтесь, ребята, – утешал Энн. – Математика любит упорных людей. Кому будет трудно, для тех организуем дополнительные занятия. Ну, а что касается научного социализма, – тут он сделал паузу, – что же, придется подчиниться вашей просьбе. Будем заниматься, но только в свободное время».
Надо сказать, что в Эфиопии, как и во всех африканских странах, отсутствует такое понятие, как дополнительные занятия. То-то поразились местные учителя, прослышав о намерениях Тоома. «Послушайте, коллега, разве вам за это повысят зарплату?» – не скрывая удивления, интересовался химик Эммануэль Абраха. Тот самый Абраха, который впоследствии вместе с Энном в свободное от занятий время оборудовал кабинет химии и физики, ремонтировал испорченные гальванометры и микроскопы, налаживал усилители и выпрямители. А когда к ним присоединились преподаватель физики Берхану Маскаль и ученик девятого класса Тайе Берхане, вместе часами возились над созданием школьного радиоузла.
...Вечер. Спят в соседней комнате Кюлликки и Андрес. Самое время засесть за статью для газеты в Таллин. Давно пора, прошло несколько месяцев, а ни строчки не написано. Тем более, есть что рассказать. Хотя бы о 22-летнем Гетане Джембере. Смышленый парень. Каждый вечер приводит к Энну ребят, чтобы послушать рассказы о В. И. Ленине, о Советском Союзе, поспорить о научном социализме. Кажется, давно уж изучил Энн страну, успел полюбить ее, сумел познакомиться с системой образования, а вот написать обо всем увиденном, пережитом трудно. Кто-то из писателей с юмором говорил: «Чтобы написать статью о стране, достаточно провести в ней три дня. Через три недели у вас накопится материал для книги. А через три года вы почувствуете, что ничего о стране не знаете».
Размышления прервал резкий звонок телефона. Словно в тумане расслышал кем-то выпаленные взволнованные слова: «Учитель, Гетане ранен».
Сдержали-таки слово сторонники реакции, не раз в анонимных письмах угрожавшие расправой активисту «Земетчи», нештатному сотруднику Временного бюро по организации народных масс, созданного военным правительством с целью разработки программы будущей партии рабочего класса.
Раны оказались тяжелыми, но Гетане держался бодро: «Ну, что толку, если бы убили меня. На мое место пришли бы другие, настоящие революционеры...» И, отдышавшись, добавил: «Приезжайте к нам лет через десять, учитель, когда мы построим социализм, как у вас в России».
Гетане Джембере, ныне слушатель политической школы в Аддис-Абебе при Временном военном административном совете, объясняет, почему, оказавшись в критической ситуации, он попросил друга вызвать в госпиталь не родственников, а Энна Тоома, учителя математики, постороннего человека, гражданина чужой страны.
«Эфиопские школьники, по крайней мере те, кто учится в Бахр-Даре, впервые встретили на своем жизненном пути педагога, который бы все свои знания, энергию отдавал детям. Он, кажется, больше посвящает времени нам и нашему воспитанию, нежели собственной семье. Для большинства он вовсе не чужой. Чужой не стал бы так близко к сердцу принимать все, что связано с нашим образованием». К этому хотелось бы добавить, что гордые и скупые на похвалу эфиопы редко выражают вслух свои восторги, особенно если речь идет об иностранцах. Почему же для Тоома такое исключение?
Ответ на вопрос надо искать в каждодневной деятельности Энна. Труд школьного учителя сам по себе нелегок. Это общеизвестная истина. У Тоома здесь, в Эфиопии, он втройне труден, так как преподавать приходится в пяти классах, в каждом из которых по 50 – 60 человек. Нагрузка, что и говорить, колоссальная. К этому прибавьте до 35 часов занятий в неделю (для сравнения отметим, что норма преподавателя обычной московской школы в среднем составляет 18 часов). Тем не менее он находит время и для изучения амхарского языка, и для бесед с учащимися и преподавателями по теории марксизма-ленинизма, и для культпоходов.
О последнем, видимо, следует сказать особо, ибо в эфиопской школе пока не существует такого понятия, как экскурсии всем классом в музей, кино, организация культурного досуга.
Однажды Тоом прямо-таки ошарашил ребят из одиннадцатого класса, предложив им вместо решения задач по тригонометрии написать сочинение на тему «Что я знаю о родном крае». Многие неплохо справились с заданием, написав об истории Бахр-Дара, о его настоящем. Однако никто ничего не знал о достопримечательностях окрестностей города, о его будущем. В тот же день Энн отправился в местную туристическую организацию, чтобы договориться о поездке на катере на полуостров Зеге, где находятся прекрасные архитектурные памятники XIV века.
Это один из штрихов его педагогической деятельности.
Другой. Последние годы в Эфиопии огромной популярностью пользуются нагрудные значки с изображением В. И. Ленина. В одном из писем к сестре Хелле он попросил прислать ему такие значки бандеролью. 7 ноября, в день празднования 60-летия Великого Октября, в школе состоялся торжественный митинг. После доклада на трибуну вышел Энн Тоом и, на зависть зрителям, приколол к груди отличников учебы заветные значки с портретом Ленина.
– Мистер Тоом, – заявил как-то знакомый швед Бенгт Эккервал, сотрудник педагогической академии Бахр-Дара. – Я сомневаюсь в эффективности ваших методов воспитания эфиопских детей. С ними следует быть построже. Ваши методы совершенно непедагогичны...
Это было сказано в первые месяцы работы Энна в школе. Спустя полтора года тот же швед, встретив Энна на улице, искренне сказал: «Я был не прав и прошу извинить меня. Мы, на Западе, плохо осведомлены о Советском Союзе, тем более не знакомы с вашей педагогической системой. Ваш опыт работы, а о нем говорит весь город, доказывает, что советская педагогика сейчас самая передовая и гуманная в мире».
...Скоро исполнится два года, как воспитанник Ленинского комсомола молодой коммунист Энн Тоом, выполняя свой интернациональный долг, трудится в революционной Эфиопии. Два года без отпуска, так как в сентябре прошлого года у Кюлликки родился второй сын, Илмар, и врачи не рекомендовали пока поездку на Родину. В письмах родным основное место теперь отводится малышу. А из дому Рейн Мутт сообщает, что в отсутствие Энна их хор стал лауреатом Всесоюзного конкурса художественной самодеятельности в Москве. Полным ходом идет строительство новых объектов Олимпиады-80, гостиниц, жилых массивов. «Старый Юлемисте делает вид, будто это его не касается, и по-прежнему не высовывает носа из воды. А как себя ведет эфиопский чародей?» – интересуется давний друг Энна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.