В Москве было непросто: учась, приходилось подрабатывать и на ткацкой фабрике, и в топографической области, и в геологоразведочной экспедиции. Однако, продолжая писать, Михалков решительно пробивал себе дорогу и уже к 1933 году достаточно часто появлялся на страницах «Огонька», «Известий» и «Комсомольской правды». Огорчало его только одно – отец до славы сына не дожил, скончавшись в 1932 году от воспаления легких.
Популярность молодого поэта росла, когда произошло событие, во многом изменившее судьбу Михалкова.
В институте Сергей познакомился с девушкой, которая ему очень нравилась, и он с ходу предложил ей написать стихотворение в ее честь и опубликовать в завтрашнем номере «Известий». Она, естественно, согласилась, не зная, что выход стихотворения уже запланирован, а Михалкову оставалось только забежать в редакцию и заменить его название на имя девушки – Светлана.
С девушкой отношения, в итоге, не сложились, зато Сергеем заинтересовались в Центральном Комитете партии и, пригласив туда, сообщили, что стихи молодого поэта понравились товарищу Сталину. Было ли дело в том, что дочь Сталина звали Светланой, или в чем-то другом, неизвестно, однако у Михалкова поинтересовались, не нужна ли ему помощь, не нуждается ли он в чем-либо.
Михалков ответил, что у него все в порядке, однако понял, что его заметили. А ведь ему было всего 22 года.
В это же время он начинает активно работать с детской аудиторией и даже едет в пионерский лагерь, чтобы проникнуться атмосферой детской дружбы, совместных костров, походами и рыбалкой. Вернувшись, он предоставил в редакцию целый цикл стихотворений, после чего стало ясно, что именно это – его стезя. И Михалков принялся за сочинение целой поэмы для детей, которую назвал «Дядя Стёпа». Получилась умная, добрая книга, написанная языком, доступным как взрослым, так и детям. На ней выросло не одно поколение, и этот рассказ о большом человеке, с такой же большой душой, живущем рядом с нами и готовым в любую трудную минуту прийти на помощь, сделал Сергея Михалкова одним из самых узнаваемых писателей.
После успеха «Дяди Стёпы» Михалков познакомился с другим классиком детской литературы – с Маршаком, который научил молодого еще коллегу главному, как он считал, в литературе для детей: «Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать…»
В это же время, в 1936 году, у Сергея Михалкова произошло и другое знакомство - с будущей женой Натальей Петровной Кончаловской.
Михалков позже вспоминал о том, что получить согласие на брак ему удалось не сразу, очаровательной избранницы пришлось добиваться: «…Надо признаться, Наташа не хотела выходить за меня замуж — ее, конечно же, сбивала с толку наша разница в возрасте. Но я ее любил, и она меня любила. Однако в обществе как-то легче принимался брак, если муж значительно старше жены, чем обратный вариант… Да и ее мать, Ольга Васильевна, дочь великого русского художника Василия Сурикова, не слишком одобряла сложившиеся отношения своей взрослой дочери с начинающим поэтом, ездившим по Москве на велосипеде. Зато сам Петр Петрович Кончаловский всегда весьма радушно принимал меня в своем доме и признавался, что ему нравятся мои стихи для детей.
Я настаивал на регистрации брака, боясь потерять любимую, обаятельную, умную женщину, и, в конце концов, Наташа сдалась. Перед тем как отправиться в загс, мы зашли в забегаловку, выпили водки, а после регистрации купили четверть белого свирского вина и пошли отмечать событие к нашему другу…»
Их брак продлился более пятидесяти лет, и всю жизнь они оставались не только любящими мужем и женой, но и первыми критиками друг для друга, коллегами и друзьями.
Начавшаяся вскоре война застала писателя в Риге, откуда он в спешном порядке вернулся в Москву, чтобы отправиться на фронт корреспондентом газеты «Во славу Родины». Но это не значило, что Михалков не воевал: он участвовал в боях, был контужен, отступал до Сталинграда вместе со всей армией. Одним словом, прочувствовал войну на себе от начала и до конца. И именно ему (мало кто знает об этом) принадлежат слова, высеченные на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
В самый разгар войны от правительства поступил заказ на написание гимна Советского Союза. В конкурсе принимали участие многие, в том числе, и Михалков, несмотря на то, что был детским писателем. Он включился в работу по просьбе своего друга Габриэля Аркадьевича Урекляна, более известного под псевдонимом Г. Эль-Регистан.
На их вариант текста и обратил внимание Сталин, но потребовалось несколько серьезных доработок текста, прежде чем окончательный вариант был принят, и 1 января 1944 года новый гимн огромной страны впервые прозвучал на Всесоюзном радио.
На приёме по этому поводу, проходившем в Большом театре, Михалков сидел рядом со Сталиным, Калининым, Молотовым. После очередного тоста Сталин сказал ему: «Не пейте каждый раз до дна. С вами будет неинтересно разговаривать». Михалков пил немного, и разговаривать с ним Сталину было интересно…
Но такое признание отнюдь не сделало Сергея Владимировича «государственником», даже в партию он вступил только через шесть лет после выхода гимна – в 1950 году. Он относился к тем немногим в советской элите, кто трезво оценивал происходящее вокруг и не пытался урвать свой лакомый кусочек. Он не боялся высказываться о недостатках строя, в котором жил, и эта его черта, в первую очередь, отразилась в его баснях, которые народ зачитывал наизусть. Именно в них проявляется истинный Михалков, человек, знающий и понимающий жизнь, умеющий пристально вглядываться в окружающую действительность. Каждая его басня – маленькая, но очень поучительная история, и в каждой, отражены, наверное, все жизненные испытания, через которые прошел он сам, ведь она была у него далеко не легкой и не простой.
Помимо всего прочего, Сергей Михалков много и активно занимался одним из самых интересных телевизионных кинопроектов своего времени – киножурналом «Фитиль». Он вспоминал, что после выхода первых нескольких серий «Фитиля» и их успеха его вызвали в ЦК КПСС и спросили, чем можно помочь журналу. Сергей Владимирович в довольно резкой форме ответил: «Главное – не мешать!»
Посвятив свое творчество детям, Михалков немало внимания уделял и своим собственным – правда, внимания своеобразного.
Уже став лауреатом множества премий и получив квартиру на Поварской, Сергей Владимирович осуществил свою давнюю мечту – купил книжный шкаф красного дерева. А у сына Никиты была другая мечта – вырезать на шкафу свое имя. Увидев такое непотребство, Михалков-старший понял, что решение данного вопроса должно быть сугубо педагогическим. Он просто подошел к сыну и сказал: «Это мой шкаф. И ты должен вырезать на нем не имя «Никита», а имя «Сережа»…
Он всегда много работал и, даже будучи уже в преклонном возрасте, не оставлял ежедневных трудов. В нем вообще до самых последних дней оставалось очень много… жизни. Чего стоит только женитьба в 83 года на тридцатипятилетней Юлии Субботиной. Сам он говорил об этом так: «Обычно это носит характер такой, знаете: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет и ей останется громаднейшее наследство. Но про меня больше разговоры, что я состоятельный человек. У меня много книжек выходит, но за детские книги очень мало платят. В нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно - в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески, занимались общими делами. Она очень организованный, внимательный человек. Юля в то время окончила МИФИ и была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию. Я просто сказал: «Давай зарегистрируемся, создадим семью, чего так встречаться!» Мол, на тебя люди смотрят, интересуются, с кем это Михалков приходит обедать в ресторан. Она согласилась. Я беспокоился, конечно, что родители ее будут против нашего брака, но потом мы познакомились – и все было нормально».
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
15 апреля 1933 года родился Борис Стругацкий
20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус
10 февраля 1938 года родился Георгий Александрович Вайнер
28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин
22 октября 1844 года родилась Сара Бернар