Невидимы богатства

П Лопатин| опубликовано в номере №114, ноябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Существуют ли сор, грязь, помои?

ЕСЛИ спросят вас:

- Что общего между земляничным мылом и чернилами, духами «Орхидея» и удушливыми газами, текстильной краской и искусственным удобрением, проявителем для фотографических пластинок и лекарством от сифилиса «606»?

Как вы ответите на такой вопрос?

Большинство сочтет это за глупую шутку. Потому что слишком уж непохожи друг на друга названные вещества, и даже богатое воображение не дает возможности подметить какую - либо связь между ними. Но в том - то и дело, что мы живем в такое время, когда самая дерзкая фантазия пасует перед рядовыми достижениями самой смелой, самой неожиданной по своим выводам науки, которую только знал мир - (перед химией. Потому что именно она сумела все эти непохожие друг на друга вещества сделать из обычного, всем нам знакомого куска каменного угля.

Вся сила химии в том, что она не знает бросовых, никудышных вещей и не понимает, что значат слова: отброс, грязь, сор, помои. По мнению химика, все это - ценные предметы. И действительно, в чудодейственных руках химика вчерашний сор превращается в дорогой и ценный продукт, а сегодняшние помои становятся исключительно нужным исходным материалом для нового важного производства. Безграничные возможности химии сделали ее могущественной наукой современности: она захватила все отрасли народного хозяйства и диктует там свои законы. Без нее нет ни промышленности, ни сельского хозяйства. И если мы не хотим, чтобы нас задушили ядовитыми газами, чтобы наша земля по-прежнему рожала нищенские урожаи, чтобы наша промышленность по-прежнему беспомощно выписывала из - за границы недостающие товары - короче говоря, если мы хотим жить, а не умереть - мы должны как можно полнее напитать химией наше хозяйство. Мы стоим на границе века самой широкой химизации, и для вас безгранично важно как следует разобраться: по каким направлениям пойдет внедрение химии в нашу жизнь и есть ли у нас какие - либо возможности для широкой химизации нашего Союза.

Стоит ли сжигать полено дров?

Серьезное, если не самое основное, сырье нашей новой химической промышленности - полено дров.

Химия резко и прямо ставит вопрос: стоит ли сжигать полено дров? - и отвечает на него решительным протестом против того варварского пренебрежения, с каким относились мы до сих пор к полену, легкомысленно сжигая его в наших печах. Химики утверждают - и они это доказали, - что, бросая полено в печь, мы сжигаем бумагу и лекарства, текстильные краски и искусственный шелк, ленты для кинематографа, бездымный порох и множество других, не менее ценных веществ.

Химик, как хитроумный фокусник, заставляет полено принимать самые разнообразные виды, превращая его то в газ, то в жидкость, то снова в целую серию непохожих друг на друга твердых продуктов.

Действительно, подвергнем для начала наше полено так называемой «сухой перегонке»: будем сильно нагревать его, в то же время не давая возможности воздуху проникнуть к нему и тем самым не дадим ему загореться. От этого наше полено станет разлагаться и в конце концов распадется на газ и жидкость, причем сверху этой жидкости будет водянистый слой, а на дно спустится густая жидкая масса.

Газ, полученный нами, это - светильный, тот самый, который готовит пищу в газовых плитах наших домов и которому суждено произвести «кухонную революцию» в нашем быту, освободив наших жен и матерей от коптящего примуса и пышущей ненужным жаром грязной дровяной плиты.

Полученный газ не только готовит пищу. Он содержит в себе некоторое количество особого вещества - аммиака. Водный раствор этого аммиака дает нал нашатырный спирт, который находит широкое применение и в медицине, и в домашнем быту, и в промышленности.

Верхний водянистый слой жидкости, полученный при сухой перегонке дерева, это - уксусная кислота и древесный спирт. Надо сказать, что уксусная кислота не только приправа к кушаньям: она нашла себе широкое применение при производстве красок, лекарств и особых лаков, незаменимых в авиации. Что же касается древесного спирта, то он является не только прекрасным топливом, но при переработке превращается в формалин, которым дезинфицируют квартиры и вещи после заразных больных.

Наконец, нижний смолистый слой различен в зависимости от породы дерева: лиственные породы дают нам деготь, а хвойные - скипидар, из которого приготовляют камфару (лекарство) и смолы, идущие на изготовление самых разнообразных текстильных красок.

Вот что дает нам только лишь один из способов переработки дерева. После этого становится как - то неловко всякий раз, когда приходится засовывать полено дров в топку печи.

Шелк, порох, гребенка и бумага

Если мы возьмем древесину и особым образом обработаем «ее, то в результате получим клетчатку - «целлюлозу» - особое вещество, которое идет на изготовление бумаги и картона, делая, таким образом, полено исходным продуктом при производстве того, что нам, малограмотной стране, особенно нужно - бумаги. Но и это еще не все. Если ту же клетчатку мы обработаем смесью азотной и серной кислоты, то получим взрывчатое вещество, идущее на изготовление бездымного пороха. А дальше из того же вещества можно приготовить целлулоид, из которого в свою очередь делаются ленты для кинематографа, гребенки, пуговицы и пластинки для фотографии. Наконец, если все ту же клетчатку растворить в определенных соединениях и выдавить этот густой раствор через тончайшие отверстия, то получатся нити искусственного шелка - новой дровяной ткани.

Вот основной перечень самого главного, во что химия превращает полено дров. Этот список более чем достаточен для того, чтобы с должным уважением отнестись к «никчемному» полену и понять, что в ближайшее будущее надо прекратить преступное уничтожение этого ценного продукта, без которого немыслимо существование такой громадной отрасли, как химическая промышленность.

Металл будущего

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Повесть о цене человека

К выпуску нового комсомольского фильма