— Нет! — категорически возражает А.Денисенко. — Наша отрасль не полигон для подобного рода самодеятельных экспериментов. И в создании специализированных магазинов «Мебель для молодежи» я тоже пока не вижу смысла. Мы не готовы к этому, понимаете? Что будем поставлять туда, какие изделия, в каком количестве? Надо же сначала изучить это дело как следует, согласовать в вышестоящих инстанциях, прежде чем принимать решение. А то разведем «партизанщину»...
Изучать и согласовывать, конечно, надо — никто не спорит. Но как долго? Годами, десятилетиями? Можно найти тысячи отговорок, сослаться на то и на это, отгородиться инструкциями и «спецификой производства». А проблема тем временем будет расти, обостряться. Столь же «неприступной» казалась куйбышевцам три с лишним года назад и проблема молодежной одежды. Обком комсомола тогда проявил инициативу и активно взялся за создание в областном центре и городе Тольятти специализированных магазинов «Товары для молодежи». В то время тоже хватало всяческих возражений. Многим руководящим товарищам казалось: рано, нет для этого материальной базы. Магазины, однако, по настоянию комсомольцев и при поддержке партийных органов были созданы и по сей день успешно выполняют возложенные на них функции. Магазин в Тольятти имеет даже демонстрационный зал.
Значительную часть модных изделий для этих торговых точек создает областной Дом моделей. Раньше деятельность Дома жестко регламентировалась и полностью зависела от воли вышестоящих инстанций, которые находятся в Москве. Теперь ему предоставлено право самостоятельно, без согласования со столицей, разрабатывать и запускать в производство новые модели, а цены на них утверждать в облисполкоме. Это многократно сократило путь от разработки новинок до поступления их на прилавки.
Трудно было перестроить на новое дело трикотажную фабрику с ускоренившимся там консерватизмом, привычкой работать на некоего усредненного потребителя, неумением чутко отзываться на требования сегодняшнего дня и прогнозировать день завтрашний. Сумели, однако, повлиять и на это предприятие. Фабрика теперь поставляет в специализированные магазины много модных молодежных изделий, в том числе такой ходовой товар, как футболки и майки с интересной и разнообразной символикой. Естественно, и торговые базы учитывают специфику таких магазинов — дают сюда то, что пользуется повышенным спросом у молодых покупателей.
По комсомольской инициативе в Куйбышеве открыто также специализированное ателье для пошива модной одежды по заказам молодежи. От заказчиков нет отбоя. Такие ателье в скором времени появятся в Сызрани, Тольятти и Чапаевске. Готовятся к открытию специализированные магазины и комплексы «Товары для молодежи» в Большечерниговском, Борском, Ставропольском, Шигонском сельских районах. Проблемы, как видим, решать можно, если браться за них основательно и заинтересованно. Тут, конечно, и руководителям торговых организаций следует быть понапористей, усилить требовательность к промышленности за организацию и увеличение выпуска недостающих в продаже товаров, особенно недорогих... Мебель для молодых семей как раз относится к числу таких товаров. Торговля, однако, не поднимает эту проблему выше уровня пустых разгово- ров. Ей тоже выгодно выполнять план тысячерублевыми «стенками» и прочими дорогостоящими предметами домашнего обихода.
Что касается мебельщиков, то задача для них, конечно, непривычная, дорога к ее решению непроторенная, и, что греха таить, много на ней рытвин и ухабов. Лет десять назад у мебельных фабрик отобрали право самостоятельно, с учетом местных условий, разрабатывать образцы новых изделий и запускать их в производство. Своих КБ на фабриках теперь иметь не положено. Выпускать приходится то, что прикажут Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). «А с этим институтом свяжешься — рад не будешь, — сетуют производственники. — Закажешь ему художественно-конструкторскую разработку какого-то нового изделия, заключишь договор, уплатишь немалые деньги — и сиди, жди. Тонет дело в рутине всевозможных согласований. В результате от начала разработки до внедрения новинки в серийное производство проходят не месяцы — годы! А уж о выпуске молодежной мебели ни в министерстве, ни в институте и думать не думают.. »
Все это я слышал и от руководителей мебельных фабрик, и от генерального директора «Волгомебели» А. Денисенко. Между прочим, в просторном кабинете Анатолия Кирилловича на видном месте висит лист ватмана, где крупными буквами начертано мудрое изречение: «Хочешь сделать — найдешь средства, не хочешь сделать — найдешь причины».
Они, эти причины, как спасительный щит, за которым можно укрыться от необходимости решать любую проблему, оправдать безынициативность, тихонько дожидаться, пока сверху спустят соответствующие указания и «разжуют», как их надлежит выполнять. Но время-то требует иного подхода.
Ситуация, впрочем, такова, что о выпуске молодежной мебели и широком применении в ней дешевых, в том числе нетрадиционных, материалов — пластмассы, стекла, металла, пенополиуретана — надобно думать не только непосредственным изготовителям, но и тем, кому они подчиняются, — Минлесбумпрому СССР и ВПКТИМу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Знаете ли вы своего участкового инспектора?
Рассказы о современной армии